• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Мир женской души в поэзии А. Ахматовой

 

Мир женской души в поэзии А. Ахматовой

Женская душа во все времена оставалась загадкой для мужчин. Но они всегда к этому стремятся, ведь понять женщину — значит, понять мир. Читая лирику Ахматовой, можно больше узнать об этой отдаленной и неведомой галактике — женской душе. Выразителем женского мироощущения в творчестве Ахматовой, конечно, является лирическая героиня, которая взрослеет и мудреет вместе с автором.

Обратившись к раннему творчеству поэтессы, мы можем отметить в лирической героине того периода некоторые весьма характерные черты. При сравнении двух стихотворений — «Сжала руки под темной вуалью…» и «Песня последней встречи» — сразу выделяется общая для них тема расставания, а точнее — переживания женщины из-за разрыва с любимым человеком. Лирическая героиня здесь — еще совсем молодая девушка.

Оба стихотворения позволяют нам приоткрыть завесу над тайной женской души. Первая особенность, которая бросается в глаза, — это противоречивость, даже парадоксальность мышления героини. В первом стихотворении она считает себя виновницей расставания, именно она «терпкой печалью напоила его допьяна».

Но, доведя дело до разлуки, она бежит за ним до ворот и кричит: «Шутка // Все, что было. Уйдешь, я умру». В стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…» героиня бежит за героем, уходящим из ее дома в ворота — дверь из замкнутого пространства в общий большой мир — навсегда.

В «Песне последней встречи» героиня сама уходит из когда-то близкого, а теперь ставшего для нее чужим дома. Волнение, которое охватывает героиню выдается только одной фразой: «Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки». Так как в обоих стихотворениях есть сюжет, то есть и кульминация. В «Сжала руки под темной вуалью…» это разговор героя и героини в последней строфе, в «Песне последней встречи» — диалог героини с «осенним шепотом».

Диалог скорее характерен не для поэзии, а для эпического произведения. Он привносит сюжетность и передает накал страстей. В обоих случаях подчеркивается отстраненность героини и героя друг от друга. В ответ на просьбу о прощении герой отвечает девушке «Не стой на ветру», нарочито подчеркивая заботу о ней. Но, в то же время, он показывает, что ему уже не нужны ни ее чувства, ни ее признания.

В другом стихотворении отклик в душе героини находит реплика осеннего ветерка: Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой. Она тоже чувствует себя обманутой, несправедливо обиженной. Сам герой не показан, он не говорит с героиней — все слова уже сказаны там, где свечи горят «равнодушно-желтым огнем», в доме, где он остался, но его присутствие явно и ощутимо.

Именно это и создает настроение героини и настроение всего стихотворения. В момент кульминации и во втором стихотворении звучит: «Со мною умри!» Аура смерти придает особое звучание мотиву разлуки: переживания героини становятся максимально драматичными, выводят всю ситуацию, описанную в стихотворении, на совершенно новый эмоциональный уровень. Уже абсолютно другая ипостась лирической героини раскрывается в стихотворении «А, ты думал — я тоже такая…» Та же тема разлуки обыгрывается автором абсолютно по-другому. И героиня переживает разлуку иначе: она вызывает у нее гнев и злобу, желание высказать все наболевшее.

Героиня задает риторический вопрос: » А, ты думал — я тоже такая, // Что можно забыть меня?» Ответ на этот вопрос уже заведомо известен. Нет, он не сможет забыть. Злая ирония пронизывает последние строчки первого катрена. Героиня будто издевается над любимым: А, ты думал…. …что брошусь, моля и рыдая.

Под копыта гнедого коня. Неслучайно в стихотворении возникают и мотивы любовных заговоров: Или стану просить у знахарок В наговорной воде корешок И пришлю тебе страшный подарок — Мой заветный душистый платок. Героиня опять-таки насмехается над героем. Но во второй части вдруг тон становится серьезным и даже суровым.

За убийство любви она проклинает героя. Душу его героиня называет «окаянной». И поклявшись самым святым и светлым, что есть у нее в жизни: «ангельским садом», «чудотворной иконой», чадом «пламенных ночей», лирическая героиня обещает: «Я к тебе никогда не вернусь».

Это обещание дается скорее самой себе. Поразительны в стихотворении два момента. Во-первых, любовь плотская и любовь христианская для героини равноценны. А во-вторых, чрезвычайно эмоциональное стихотворение не содержит ни одного восклицательного знака. Что это означает?

То, что решение, принятое героиней, рассудочно и холодно. Между стихотворениями «Сжала руки под темной вуалью» и «А, ты думал — я тоже такая…» прошло десять лет, но лирическая героиня очень повзрослела. Совершенно ясно, что, несмотря на возможность многообразия трактовок этих стихотворений, все они вероятны только в рамках единого сюжета, который не вызывает сомнений, и происходят из загадочности женского характера, загадочности самой жизни.

Но загадочность эта не мистическая, а обыкновенная, свойственная жизни вообще и женской жизни в частности, загадочность любви, которую никто не отрицает и не подвергает сомнению.



Мир женской души в поэзии А. Ахматовой

Другие сочинения по теме:

  1. Мир женской души в лирике А. Ахматовой Я научила женщин говорить… А. Ахматова. 1912 год можно назвать революционным в русской поэзии. В это время увидел свет первый...
  2. Мир женской души в лирике Ахматовой Ахматова пишет о себе — о вечном… М. Цветаева. Лирика Анны Ахматовой — это исповедь женской души в максимальном ее...
  3. Развитие традиций женской поэзии в лирике Ахматовой и Цветаевой Любовный роман, развертывавшийся в предреволюционных стихах и Ахматовой и Цветаевой, был шире и многозначительней своих конкретных ситуаций. В их любовные...
  4. Лирическая героиня поэзии А. Ахматовой Любовь — главная тема творчества А. Ахматовой. Эта удивительная женщина-поэт наполнила свои стихотворения любовью и нежностью к мужу и сыну,...
  5. Загадка женской души Н. С. Лесков — художник необычайно широкого тематического диапазона. В своих произведениях он создает вереницу социальных типов, человеческих характеров. Среди...
  6. Тема Родины в лирике Ахматовой Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила...
  7. История женской поэзии «И жизнь моя поэзией тепла» Перебирая женские имена поэтесс и поэтов , как бы перебираешь драгоценные камни. Что лучше: бриллиант, изумруд, хризолит, топаз… Каждый камень...
  8. Образ лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой Я научила женщин говорить. А. Ахматова. А. А. Ахматова — одна из великих поэтесс России. Она, «конечно, самая характерная героиня...
  9. Помогите, срочно написать сочинение: загадка женской души по повести лескова леди макбет мценского уезда Сочинение Н. С. Лесков Леди Макбет Мценского уезда Главная тема, которую затрагивает Н. С. Лесков в повести Леди Макбет Мценского...
  10. Анализ стихотворения «Песня последней встречи» А. А. Ахматовой Произведение ранней лирики Ахматовой, «Песня…» отражает драматизм уже в своем названии. Используя Прием антитезы , Ахматова усиливает описываемые чувства лирической...
  11. Судьба россии в поэзии Анны Ахматовой Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в...
  12. Сочинение по любовной поэзии А. Ахматовой Женская душа — всегда тайна. В ней водоворот чувств, эмоций. И не каждая женщина может их высказать до конца. Гениальной...
  13. Философские размышления в любовной лирики Ахматовой. Философские мотивы в поздней лирике Ахматовой Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, она предпочитала слово «поэт». Я считаю Ахматову именно Поэтом, Поэтом с большой...
  14. Тема любви в поэзии Анны Ахматовой Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией...
  15. Основные мотивы поэзии А. Ахматовой Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим… А. Ахматова Творчество великого художника — реалиста ли, модерниста — заключает в...
  16. Тема памяти в поэзии Ахматовой Рубеж ХІХ-ХХ веков — время кризиса, социальных катастроф, исторического перелома. Поэтому в литературе данного периода актуализируется тема памяти. Память —...
  17. Стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король» Стихотворение «Сероглазый король» — одно из ранних произведений А. Ахматовой, вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер». Стихотворение посвящено любовной...
  18. Тема Родины в поэзии Анны Ахматовой Анна Ахматова «гостила на земле» в трагическую эпоху, — трагическую прежде всего для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой...
  19. Образец сочинения — Основные мотивы поэзии А. Ахматовой Творчество великого художника — реалиста ли, модерниста — заключает в себе целый мир, все бытие в его многообразии. Однако всегда...
  20. Мир поэзии Анны Ахматовой При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в...
« Особенности повести Л. Андреева «Иуда Искариот»
Один день »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения