Мировой феномен Шимборской
Настоящим «вторым дебютом», с которого начинается создание того образа поэзии Шимборской, что является сегодня неотъемлемым элементом пейзажа польской литературы , была третья ее книжка «Взывание к Ети» , которая сразу стала одним из самых важных факторов воскресения польской поэзии после октября 1956 г. Книжка содержит всего 20 стихов. И количество это существенно не отличается от среднего объема каждого следующего сборника.
Мировой феномен Шимборской состоит в том, что она сумела выразить максимум важнейших сущностей, которые пронизывают духовную жизнь современного мира, в минимальном количестве поэтических текстов, и вдобавок небольших по размеру. За свою творческую жизнь она опубликовала в книжках свыше 220 стихов. Из этого следует, что пишет она где-то 4-5 стихов в год.
Шимборская говорит то, что важнее. Требовательность и самокритичность заставили ее, в конце концов, отказаться от почти 25 текстов из первых двух сборников, а также нескольких стихов из более поздних книжек.
Беспримерно скупая с количественной точки зрения эта поэзия уже, по меньшей мере, 40 лет систематически и без поспешности строит поражающе последовательный и поражающе богатый в своем разнообразии образов мир, охватывая, в сущности, все доступные человеческому разуму и воображению его просторы — от песчинок, камней, растений, примитивных зоологических созданий через историю человеческой цивилизации и культуры вплоть до планет, звезд, галактик и даже гипотетического внеземного бытия, подходя с философским скептицизмом и мудрой иронией к границе science fiction, в чем Шимборскую можно приравнять разве С. Лемм:
Четко сейчас себе припоминаю, как люди, увидев меня, умолкали на полуслове. Обрывался смех. Расплетались руки. Дети бежали к маме. Я даже не знала их непрочных имен.
А та песенка о зеленом листочке никто ее при мне не закончил. Я любила их…
Но любила с высоты. Из-за жизни. Из будущего. Где всегда пусто и откуда нет ничего более легкого, как увидеть смерть.
Жалею, что мой голос был твердый. Посмотрите на себя со звезд — кричала я — посмотрите на себя со звезд. Слышали и опускали глаза.
Любимые темы и мотивы Шимборской, выкристаллизованные намного раньше, возвращаются на протяжении всего ее творчества в постоянно новом освещении, как в многоголосой фуге.
В сборнике «Взывание к Ети», в стихотворении, которому целый сборник обязан названием, а именно в «Заметках из путешествия в Гималаи, которое не состоялось», впервые так выразительно появляется проблема , которую спустя года уже называют «проблемой Инобытия», т. е. существ из человеческого мира, которые имеют, по мнению Шимборской, собственные представления о действительности, собственное «мировоззрение», отличное от наших взглядов и непонятное для нас до конца. Вместе с тем существует такая характерная для всего творчества Шимборской философская ирония и авто-ирония, которая, в сущности, достигает порог романтической «метафизической иронии».
Эта интонация продлевается и усиливается в следующей книжке «Соль» . Однако здесь она оказывается в определенной мере полифоничной с темой контакта с другим «я», человеческим, а точнее с эротическим мотивом, который в предыдущей книжке был замедленным и который ни в одной последующей не занимает так много места. Но одновременно появляется общее увлечение проблемой человеческого времени и главных метафизических параметров, которые определяют человеческое бытие.
И эти обе проблемы, на чудо, естественно сосуществуют, взаимно просветляют и дополняют друг друга.
«Сто потех» в главных своих мотивах продолжает проблему «Взывания к Эти». Это размышления о странности рода человеческого во Вселенной, а также о современной позиции этого рода и об истории цивилизации, начиная от палеолита, и об истории природы, начиная от простейших форм жизни на Земле. Ирония и самоирония поэтессы уже никогда потом не достигнут таких высот. «Всякий случай» поднимается, можно сказать, в «высшие сферы» философии.
Однако поднимается, постоянно имея во внимании мельчайшие детали нашего повседневного опыта. Восхищает здесь Шимборскую величие, разнообразие и бесчисленное богатство мира, его детальность и конкретность, а вместе с тем неравнодушие. Если предыдущую книжку условно можно обозначить как поэтическую «философскую антропологию», то эту — попыткой «поэтической метафизики», в сущностном, философском смысле последнего слова, т. е. метафизики, как сферы вопросов о смысле существования.
Непосредственным ее продолжением является следующая книжка «Великое число» , которая будто объединяет «реалистическую» установку Шимборской, ее непривычную впечатлительность к прозаичным фактам, к ежедневным событиям, деталям реальной жизни с общим и метафизическим видением, которое оказывается, как «взгляд вглубь» вещей и событий, в значительной мере, уже не частных, не личных, а общественных, общих.
Кроме стихов, Шимборская является автором лишь одной прозаической книжки , а именно — двух сборников фельетонов на тему очень личных, очень разнообразных и даже совсем непредусмотренных лектур «Внеплановое чтение» .
Мировой феномен Шимборской