• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Мировой феномен Шимборской

 

Мировой феномен Шимборской

Настоящим «вторым дебютом», с которого начинается создание того образа поэзии Шимборской, что является сегодня неотъемлемым элементом пейзажа польской литературы , была третья ее книжка «Взывание к Ети» , которая сразу стала одним из самых важных факторов воскресения польской поэзии после октября 1956 г. Книжка содержит всего 20 стихов. И количество это существенно не отличается от среднего объема каждого следующего сборника.

Мировой феномен Шимборской состоит в том, что она сумела выразить максимум важнейших сущностей, которые пронизывают духовную жизнь современного мира, в минимальном количестве поэтических текстов, и вдобавок небольших по размеру. За свою творческую жизнь она опубликовала в книжках свыше 220 стихов. Из этого следует, что пишет она где-то 4-5 стихов в год.

Шимборская говорит то, что важнее. Требовательность и самокритичность заставили ее, в конце концов, отказаться от почти 25 текстов из первых двух сборников, а также нескольких стихов из более поздних книжек.

Беспримерно скупая с количественной точки зрения эта поэзия уже, по меньшей мере, 40 лет систематически и без поспешности строит поражающе последовательный и поражающе богатый в своем разнообразии образов мир, охватывая, в сущности, все доступные человеческому разуму и воображению его просторы — от песчинок, камней, растений, примитивных зоологических созданий через историю человеческой цивилизации и культуры вплоть до планет, звезд, галактик и даже гипотетического внеземного бытия, подходя с философским скептицизмом и мудрой иронией к границе science fiction, в чем Шимборскую можно приравнять разве С. Лемм:

Четко сейчас себе припоминаю, как люди, увидев меня, умолкали на полуслове. Обрывался смех. Расплетались руки. Дети бежали к маме. Я даже не знала их непрочных имен.

А та песенка о зеленом листочке никто ее при мне не закончил. Я любила их…

Но любила с высоты. Из-за жизни. Из будущего. Где всегда пусто и откуда нет ничего более легкого, как увидеть смерть.

Жалею, что мой голос был твердый. Посмотрите на себя со звезд — кричала я — посмотрите на себя со звезд. Слышали и опускали глаза.

Любимые темы и мотивы Шимборской, выкристаллизованные намного раньше, возвращаются на протяжении всего ее творчества в постоянно новом освещении, как в многоголосой фуге.

В сборнике «Взывание к Ети», в стихотворении, которому целый сборник обязан названием, а именно в «Заметках из путешествия в Гималаи, которое не состоялось», впервые так выразительно появляется проблема , которую спустя года уже называют «проблемой Инобытия», т. е. существ из человеческого мира, которые имеют, по мнению Шимборской, собственные представления о действительности, собственное «мировоззрение», отличное от наших взглядов и непонятное для нас до конца. Вместе с тем существует такая характерная для всего творчества Шимборской философская ирония и авто-ирония, которая, в сущности, достигает порог романтической «метафизической иронии».

Эта интонация продлевается и усиливается в следующей книжке «Соль» . Однако здесь она оказывается в определенной мере полифоничной с темой контакта с другим «я», человеческим, а точнее с эротическим мотивом, который в предыдущей книжке был замедленным и который ни в одной последующей не занимает так много места. Но одновременно появляется общее увлечение проблемой человеческого времени и главных метафизических параметров, которые определяют человеческое бытие.

И эти обе проблемы, на чудо, естественно сосуществуют, взаимно просветляют и дополняют друг друга.

«Сто потех» в главных своих мотивах продолжает проблему «Взывания к Эти». Это размышления о странности рода человеческого во Вселенной, а также о современной позиции этого рода и об истории цивилизации, начиная от палеолита, и об истории природы, начиная от простейших форм жизни на Земле. Ирония и самоирония поэтессы уже никогда потом не достигнут таких высот. «Всякий случай» поднимается, можно сказать, в «высшие сферы» философии.

Однако поднимается, постоянно имея во внимании мельчайшие детали нашего повседневного опыта. Восхищает здесь Шимборскую величие, разнообразие и бесчисленное богатство мира, его детальность и конкретность, а вместе с тем неравнодушие. Если предыдущую книжку условно можно обозначить как поэтическую «философскую антропологию», то эту — попыткой «поэтической метафизики», в сущностном, философском смысле последнего слова, т. е. метафизики, как сферы вопросов о смысле существования.

Непосредственным ее продолжением является следующая книжка «Великое число» , которая будто объединяет «реалистическую» установку Шимборской, ее непривычную впечатлительность к прозаичным фактам, к ежедневным событиям, деталям реальной жизни с общим и метафизическим видением, которое оказывается, как «взгляд вглубь» вещей и событий, в значительной мере, уже не частных, не личных, а общественных, общих.

Кроме стихов, Шимборская является автором лишь одной прозаической книжки , а именно — двух сборников фельетонов на тему очень личных, очень разнообразных и даже совсем непредусмотренных лектур «Внеплановое чтение» .



Мировой феномен Шимборской

Другие сочинения по теме:

  1. Феномен Корчагина и проблемы эволюции героев Наиболее обстоятельно в настоящее время изучены такие вопросы в этой теме, как особенности развития горьковских традиций в творчестве Н. Островского1;...
  2. «История государства Российского», как феномен культуры Имя Карамзина первым прозвучало в немецкой, французской и английской литературе. Жизнь Карамзина была необычайно богата не столько внешними событиями, хотя...
  3. Феномен «Сумерек» Стефани Майер Феномен «Сумерек» — молодежной вампирской саги, «выстрелившей» по всему миру с невероятной мощью — видимо, исходит не от литературного первоисточника,...
  4. Сочинение на тему: Феномен Л. Петрушевской в русской литературе Рассматривая современный литературный процесс, нельзя не обратить внимание на феномен Л. Петрушевской. Имя писательницы стало известно любителям театра в конце...
  5. Феномен «другой прозы». Аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм Авторы андеграунда (или «подполья») требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться...
  6. Исторический феномен русского бунта в романе «Капитанская дочка» Историческая обусловленность (а потому и оправданность) восстания угнетенных — таков первый вывод, сделанный автором «Истории Пугачева». Оттого становилась ясной коренная...
  7. Роман Толстого как шедевр мировой литературы Г. Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу : «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог!...
  8. Ужасное лицо Второй мировой войны (на примере романа «Чума») Сегодня я пишу сочинение, которое перенесет нас в событие Второй мировой войны, мы ознакомимся с художественными произведениями, которые помогут нам...
  9. Вопросы с ответами по теме «Басни в мировой литературе» Что называется басней, и какие ее главные признаки? Басня — это небольшой, большей частью стихотворный рассказ поучительного содержания, героями которого...
  10. На тему «Басни в мировой литературе» Что называется басней, и каковы ее главные признаки? Басня — это небольшое, большей частью стихотворный рассказ поучительного характера, героями которого...
  11. Темы «Мировой скорби» и бегства от мира в лирике Байрона Лирическое творчество великого английского поэта тесно переплетено с его поэмами и трагедиями, а его лирические стихи, по выражению литературоведа Н....
  12. Нравственный мир в мировой литературе Всецело поддерживая идею семьи, Ж. Санд вместе с тем осуждает тех, кто мыслит брак как союз неравных; при таких условиях...
  13. Исторические произведения мировой литературы Первейшая Похожесть памяток в том, что они посвящены прославлению ратных подвигов простого воинства, которое защищало свою землю. «Слово…» рассказывает нам...
  14. Новаторство Ибсена-драматурга. Его значение в мировой литературе Пьеса Г. Ибсена «Нора» вызвала бурные споры в обществе, кое-где в гостиных даже вывешивали объявление: «Просим не говорить о «Кукольном...
  15. Значение античного искусства в развитии мировой литературы Обаятелен мир древности. В его жизни зерно всего великого, благородного, доблестного, потому что основа его жизни — гордость личности, неприкосновенность...
  16. ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА НАРОДА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ Война — это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены — мужей, дети...
  17. Сочинение «ЗАЧЕРПНЕМ МУДРОСТИ С МИРОВОЙ КАЗНЫ» О Христианской топографии. Сочинение — заметка. О древнейшей переводной светской литературе. Вместе с церковной литературой в Давнюю Русь пришло много...
  18. «Мировой пожар» в творчестве А. Блока Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно, единственное движение губ, Имя твое — пять...
  19. Значение творчества Чехова для мировой литературы В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин...
  20. Значение творчества М. Горького в мировой литературе. Краткое изложение текста Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, Художник выразил в своем...
« Сочинение на тему Опыт сын ошибок трудных
Бородин Л. И. биография »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения