Михаил Булгаков: культовая фигура
«Дописать раньше, чем умереть…» М. Булгаков. Михаил Булгаков родился в столице нашей страны. Здесь в Киеве, на Андреевском подъеме, и теперь бурлит творческая жизнь: вдоль дороги можно увидеть десятки лотков с разнообразными сувенирами, картинами, вышитыми сорочками. А напротив — дом № 13 и сам писатель собственной персоной: возле входа в литературный музей стоит памятник Булгакову. С трепетом поднимаюсь ступенями дома. Кажется, что иду в гости к давним знакомым. Булгаков был сильной личностью. По образованию он был врач и прекрасно знал симптомы и последствия разных болезней. И вот, когда у него оказалась та же самая болезнь, как и у его отца (склероз почек), и он точно знал, что с таким диагнозом на человека ждет полная слепота и беспомощность, он все равно находил в себе силы для оптимизма. Его жена, Елена Сергеевна, писала, что даже в таком своем положении он очень хотел жить. Такой он был жизнелюб! Откуда же брались у писателя силы? Возможно здесь, в этом домике на Андреевском подъеме обнаружатся ответы на вопросы?
Большая семья жила дружно и весело. Мать занималась воспитанием детей: они изучали языки, учили музыку, а еще исступленно обожествляли театр. Домашние постановки были гордостью Булгаковых. В семь лет Булгаков написал свою первую поэму «Похождения Светлана», семья поддерживала его в литературных начинаниях и со временем ему поручали постановки семейных спектаклей. Но и алгебра для Булгакова была интересна, и география, и биология.
Он насобирал огромную коллекцию мотыльков, которую позднее подарил Киевскому университету. Будущий писатель жил полной жизнью. Любовь захватывает его еще в студенческие года, и без Татьяны Лаппа он не воображает своей жизни. Только бракосочетание! И родители ничего не могут изменить, хотя понимают, что это только юношеское увлечение. Молодые весело проводят время. Жизненных трудностей для них будто не существуют: не беда, что нет денег на хлеб, но как только появляется лишняя копейка, тут же тратят ее не на продукты, а на театр.
Через много испытаний прошел будущий писатель: после окончания медицинского попал в Смоленскую Тмутаракань. По возвращению в Киев пережил переход власти из рук в руки более десяти раз. Он не верил большевикам и присоединился к армии Деникина, но заболел тифом и не смог эмигрировать в Константинополь. Так свершилась судьба. Теперь, после выздоровления, он работает в местном клубе. Здесь появляется мысль стать писателем. Профессиональным писателем.
В Москве его никто не ждал. Ни знакомых, ни друзей. Все сам. Непросто. Голодно и холодно. Настоящая «Дьяволиада» — так Булгаков назовет свой сборник о мытарствах того времени. Но он не сдается, и постепенно в его жизнь «входит», образно говоря, квартира №50, где все расширяется до «черт знает каких размеров». Булгаков создает огромный мир собственных персонажей, которые живут в тех же условиях, что и писатель, при той самой власти, что и писатель. Его персонажи открыто могут говорить о недостатках жизни, подвергать критике власть, избирать собственные темы для своих произведений. И это долго не могло продолжаться. Травля — вот что ждало на писателя. Но он снова не сдался. Его Мастер в романе «Мастер и Маргарита» все же таки слабее самого писателя, так как мастер старался убежать от жизни хотя бы в сумасшедший дом, а Булгаков до последнего боролся.
Квартира Булгакова в Москве всегда была переполнена друзьями. Они любили приходить к нему: было весело, шумно и умно. Но даже в те времена, когда Булгаков был в опале и мало кто решался приходить к нему в гости, он все равно не терял силы духа. Писал «в стол», но писал, не бросал этого опасного занятия. Возможно, именно поэтому даже Сталин не отважился упечь Булгакова «на Соловки» и восемь раз смотрел «Зойкину квартиру» и очень нравилась ему булгаковская «Белая гвардия».
По сатирическому размаху Булгаков похож на Гоголя. Он очень любил своего старшего литературного учителя, и в его дневниках есть слова: «Укрой меня, Учитель, шинелью своей». Уже после смерти эта просьба Булгакова осуществилась почти в прямом смысле — камень с могилы Гоголя был использован для памятника Булгакова. Возможно, счастливое стечение обстоятельств. Скорее — закономерность. Ведь Булгаков — представитель «магического реализма», и то, что для одних магия, для него было реальностью. Даже после смерти он доказал, что мы живем в необыкновенном мире и что сильные личности всегда побеждают. Булгаков был убежден, что честь, духовность, человечность должны быть правилами жизни. Любовь и сочувствие должны побеждать. Подлость и трусость должны быть наказаны. Если сбылось все, о чем писал Булгаков, то, надеюсь, воплотятся в реальность и вечные духовные ценности, и человечество начнет жить по законам добра и любви. Духовные ценности должны стать культом, так же, как культом для нас есть Михаил Булгаков.
Михаил Булгаков: культовая фигура