Многогранность шекспировских характеров: образ Офелии
Образ Офелии приобрел особую популярность среди русских поэтов «серебряного века». Диалогическая природа лирики Блока и Ахматовой, связанная с темой «Офелия», разная. Поэты то приближают лирическое «я» к шекспировской ситуации, то прибавляют «личный» смысловой оттенок. Блок и Ахматова, ориентируясь на произведение Шекспира, создают своеобразный мир «добровольных утопленников», где водная стихия мыслится как реальность. Погружение в воду воспринимается поэтами мифологически.
Офелия Блока — женственно-мила, беззащитная, сумасшедшая. Офелия Ахматовой — бесстрашная русалка, что рвет связь с земным миром. Восприятие Офелии Блоком как беззащитно-впечатлительной девушки репрезентует шекспировскую героиню в аспекте драматического безумия, которое приводит к смерти. Офелия Ахматовой, наоборот, отважная и сильная в своем поступке. Марину Цветаеву привлекает в Офелии возможность выбора точки зрения на героя трагедии, ее Офелия резкая, страстная, угрожающая. Она поднимается к развенчанию Гамлета. В стихе «Диалог с совестью» Офелия становится совестью Гамлета.
Русский художник Михаил Врубель в «Гамлете» нашел сюжет действие своей первой картины. Ведь произведение Шекспира было близко его философским раздумьям и жизненному умонастроению. В нескольких вариантах эскизов и незавершенных картин он строил композицию с двух фигур, задавшись, наверное, целью выразить какую-то философскую концепцию в жизненных реалистичных характерах известных героев классической драматургии.
Одним из интереснейших персонажей трагедии есть Офелия. Это молодая дворянка, дочь Полония, сестра Лаерта и любимая Гамлета. Возможным историческим прототипом Офелии называют Катарину Гамлет, девушку, которая упала в реку Эйвон и погибла в 1579 году. Хотя было установлено, что она потеряла равновесие и упала, неся тяжелые ведра, ходили слухи о несчастной любви, которая послужила причиной самоубийства девушки. Возможно, Шекспир, которому на момент ее смерти было 16 лет, припомнил этот случай, создавая образ Офелии. Имя Офелия до Шекспира никем не использовалось в литературе.
Офелия гибла и пела,
И пела, сплетая венки;
С цветами, венками и песнью
На дно опустилась реки.
И многое с песнями канет
Мнет в душу на темное дно,
И много мнет чувства, и песен,
И слез, и мечтаний дано.
А. Фет Читая «Гамлета»
Картина Врубеля таинственная и молчаливая. Если в ней изображены Гамлет и Офелия, то какую сцену или момент трагедии имел в виду художник? Фигуры Офелии и Гамлета в картине ничего не говорят об этой сцене: у него в руках книжка или дощечка для письма и рисования; Офелия стоит возле, заглядывая через плечо Гамлета: что он пишет или читает; жест руки на спинке кресла выражает нежность к принцу, а не испуг, обиду или разочарование. Гамлет не смотрит на Офелию, но он не читает и не пишет, он в плену каких-то раздумий. Можно прийти к выводу, что в основе картины лежит общее представление художника о трагизме любви Гамлета и Офелии, на пути которой стали становые преграды и кровная месть. Гамлет — центральная фигура и главная забота художника, который искал в этом образе выражения сложных философских раздумий; Офелия лишь сопровождает его.
Офелия не может вмещать в себе зло жизни и приспособиться к нему. Она не разбивает круг трагического уединения Гамлета, наоборот, дает ему острее ощутить это уединение. ее превращают в послушное орудие интриги и делают приманкой, на которую принца стараются словить. Офелии не дано понять, что Гамлет — человек философской мысли, который в страданиях мысли, правдивых, требовательных, бескомпромиссных. Судьба Гамлета, что гамлетовское «я предъявляю обвинение» передает невыносимость его положения в конкретном мире, где извращенные все понятия, ощущение, связи, где кажется ему, что время остановился.
Многогранность шекспировских характеров: образ Офелии