Многоликие и единые
Фольклор народов России в системе литературного образования
Мы намеренно выносим рубрику «Трибуна» в конец номера. На этом месте она по самой своей сути становится своего рода приглашением читателя, завершающего знакомство с номером, к обсуждению насущных проблем, которые в «Трибуне» и поднимаются.
Так, в статье А. С. Жулевой поднимаются важнейшие вопросы эффективного представления художественного наследия народов России в системе литературного образования, чего, собственно, и требует от словесников современный Стандарт по литературе, соответствующие программы. Надеемся услышать мнения на этот счет и специалистов из республик, краев, областей нашей страны.
Тайна прогресса, по словам русского философа и историка Владимира Соловьева, кроется в умении современного человека хранить опыт прошлого, почитать предков и верить сказке о заблудившемся охотнике, который перенес с большим трудом на другой берег страшную и сгорбленную старуху. Там она превратилась в прекрасную царь-девицу и привела охотника в родной край. Подрастающий человек, считал философ-наставник, в неудержимом потоке времени должен осмысленно воспринимать «священную старину преданий».
Даже если он не верит в чудесное превращение, в результате приобщения к прошлому он получит нечаянную радость от общения с ним и укрепится духом. В свете сказанного фольклор, являясь сокровищницей, Копилкой мудрости, фантазии разных народов, обретает жизненно важную значимость и для настоящего, и для будущего.
Фольклор как «народная мудрость», «народное знание» у каждого этноса самобытен, отражает глубинные особенности национального мышления, народной педагогики. Это и духовный опыт, и история народа, хотя определить грань между художественным памятником и летописным материалом не всегда удается. Фольклорные материалы — словесные документы бесписьменных народов, в особенности тех, кто обрел письменность менее века назад.
Как представить фольклор народов России в общеобразовательных школах и учебных заведениях начального и среднего профессионального образования? Интересуют ли подрастающее поколение россиян многонациональный фольклор и его сохранение, а также связанные с ним проблемы межнациональных отношений? В условиях активной этнической самоидентификации, например, в семьях жителей Москвы в последние годы возрождаются национальные традиции и растет внимание к фольклору своего и иных народов.
Приобщение к культуре разных народов в общеобразовательных учебных заведениях, в профессиональных училищах, колледжах посредством фольклора возможно при изучении литературы, на занятиях интегрированного типа, где знания по истории, литературе, обществоведению объединены одной темой, а также на факультативных занятиях и во время развлекательных и праздничных мероприятий.
Занятия по изучению фольклора народов России в общеобразовательных школах и учреждениях профессионального образования можно проводить как теоретические , так и практические .
В учебно-воспитательном процессе при изучении фольклора многонациональной нашей страны в наши дни возможно использование современных педагогических технологий , но следует учитывать возрастные особенности учащихся.
В содержание курса, связанного с фольклором народов России, для образовательных учреждений важно включить материал, содержащий характеристику различных его жанров, познакомить с мифами и мифологией как источником и основой фольклорного творчества, поскольку Мифы являются отражением своеобразия представлений народов об истории создания природного и культурного мира, а мифология — «педагогика человеческого рода» . Важно уделить внимание сочетанию в народном творчестве музыки, поэзии, танца, роли мастеров-сказителей и импровизаторов, например, джангарчи — у калмыков, олонхосутов — у якутов и др.
В самом общем виде преподаватель может раскрыть исторические аспекты изучения фольклора народов в разные периоды их развития. Для Москвы, например, характерна этническая терпимость — государственный принцип, который утвердился еще при строительстве города. Превращая Москву в главный русский город, закладывая предпосылки для превращения его в столицу, Иван Калита сделал город центром притяжения, показав, что представители разных народов могут здесь работать и жить, следуя своим религиозным и бытовым традициям.
Московские этнографы, фольклористы постоянно собирают и исследуют устное творчество российских народов. Вместе с тем фольклор разных народов исследован неравномерно: в поле зрения ученых не попали как некоторые фольклорные жанры, так и устное творчество отдельных небольших по численности этносов, кроме того, недостаточно изучен современный фольклор. В связи с этим учащимся предоставляется возможность включиться в сбор и обработку фольклора наших дней.
Значительный интерес представляет сравнительный анализ фольклорных произведений, позволяющий наглядно увидеть, что на всей обширной территории России большинство народов многие столетия имели тесные исторические и культурные связи, сопровождавшиеся обменом духовными ценностями. Так, у малочисленных этносов вплоть до середины прошлого века существовал обычай рассказывать свои сказки и петь песни гостю только в обмен на образцы фольклора своего народа. В результате интенсивного обмена у разных народов появлялись общие сюжеты и герои в сказках и других произведениях устного творчества.
Сравнительное исследование фольклора позволяет показать многообразие жанров «поэтического царства народности» .
Так, обращаясь к песням разных народов, следует не только вспомнить русские народные песни, изученные на уроках литературы, но важно также показать, какие они у других народов. Например, интересными будут личные песни народностей Крайнего Севера, где каждый человек имел свою личную песню, которую при рождении сочиняли его родители, а повзрослев, он придумывал новое содержание.
Изучая фольклор, обратим внимание на то, что трудовое воспитание у всех народов являлось главным, обеспечивающим жизнеспособность человека, его материальное благополучие. В сказках и пословицах сурово осуждались родители, не научившие своих детей тому, чем владеют сами, не привившие им трудолюбие, например: «Детки леноваты — родители виноваты», «Водила за ручку, получила белоручку» — говорят русские.
В орочской сказке, иронично названной «Лучший охотник на побережье», отец-охотник, не приучивший сына к своему делу, называл его лучшим охотником. Хозяин моря рассердился на сына-неумеху, превратил его в младенца и в таком виде вернул отцу со словами: «Когда сына второй раз растить будешь, получше учи, построже воспитывай». И тогда отец изменил свое отношение к воспитанию сына.
Фольклор — источник правил разумного житейского общежития, способствующих становлению, укреплению нравственного закона в душах подрастающего поколения.
В эвенской сказке «Старик и три сына» все невзгоды происходят из-за того, что юноши не верят отцовским пророческим снам, поступают вопреки советам отца и попадают в беду. Спасение приходит лишь благодаря тому, что младший сын вспомнил советы отца. Ленивые люди осуждаются и в сказках, и в пословицах: «Тупой нож мясо не осилит, а лентяй работу» , «Не дам за него и луковицы» и др.
Высоко ценилось всегда и у всех народов мастерство и умение. По этим качествам определяли достойных невест и женихов, выбирали не только красивых, но и добрых, и трудолюбивых, способных искусно изготовить какую-либо вещь.
Народная педагогика, традиционная практика воспитания, закреплена в народных заповедях, обычаях, обрядах. Особое место уделено обряду инициации .
В сказках бурят, татар, осетин, ненцев и многих других народов присутствуют не только спортивные состязания вступающих во взрослую жизнь, состязания в мастерстве изготовления снаряжения для коней или утвари, но и в умении отгадывать Загадки. Подростки и юноши доказывали остроту своего восприятия окружающего мира, способность понимать юмор и парадоксы, логически и образно мыслить. В русских Сказках многих других народов девушки часто испытывают загадками главных героев, нередко они задавали загадки жениху на свадьбе.
У некоторых народов устраивались «вечера загадок», где старшие загадывали молодежи загадки в определенном порядке, что облегчало их отгадывание и запоминание.
Н ародная педагогика, психология многочисленных этносов России, нравственно-эстетические установки многолики, а главное — естественны для понимания в цивилизованном межкультурном общении всех народов многонациональной нашей страны.
Многоликие и единые