Модель человечества в сказке-притче «Маленький принц»
Начать сочинение надо с биографии Антуана де Сент-Экзюпери, с его родословной, условий жизни, со страны его детства (замок Ла Моль, побережье Средиземного моря, замок Сенморис), с его увлечений живописью, литературой, животным миром, а также изобретательством; с его веселого характера, необыкновенного смелости. Целесообразно рассказать об обучении Антуана в Парижской академии искусств (архитектура), увлечение поэзией, приключенческой литературой (Конрад), о том, как он оставил академию и попал в авиационный полк. А дальше — Антуан — пилот гражданской авиации, пилот почтовой компании «Аэропосталь», начальник аэропорта в Капджуби (авиалиния Тулузадакар), полеты его над Сахарой, а со временем — работа Антуана пилотом испытателем. Следует рассказать о драматической судьбе Антуана как пилота, об аварии (и совсем не последней), его дружбе с летчиками Анри Гийоме и Жаном Мермозом (здесь следует прочитать фрагменты воспоминаний этих смельчаков, которые есть на плакате).
Завершить вступление сочинения надо сообщением о пребывании Антуана де Сент-Экзюпери на фронте, его полеты над небом Франции, которую он защищал от фашистских ястребов, а дальше — авиачасть далекой разведки и гибель. Рассказ должен быть органически объединен с творческими поисками Антуана де Сент-Экзюпери, становлением его как писателя (роман «Южный почтовый», повесть «Ночной полет», эпическое раздумье «Планета людей», сказка-притча «Маленький принц»). Надо не забыть о Сент-Экзюпери художнике.
В «Маленьком принце» Сент-Экзюпери очертил свое мировоззрение обобщающими линиями сказки. Сказка для взрослых, но с детской интонацией. Последняя не случайная: она отвечает философскому смыслу художника. В простодушии детей содержится мудрость, ведь их человечность еще не знает очков, которые искривляют и безобразят. Детское отношение к человеку и природе в произведении Сент-Экзюпери противопоставлено обезображенным представлением взрослого человека, который барахтается в сетях сложной реальной жизни.
Почему биограф Сент-Экзюпери уверен, что писатель некогда бы не изъял из сказки сказ о фонарщике? Вспомните сказку-притчу (раздел X): «Планета Маленького принца была близ астероидов: 325, 326, 327, 328, 329 и 330. Так вот и начал с того, что посетил их, — надо же было чем-то заняться и чему-то научиться. На первом астероиде жил…». Журналист и писатель Леон Верт писал: «Есть в творчестве Сент-Экзюпери тема, которая возникает так часто, что кажется — он ею одержим. Тем более, что она появляется и в его частных письмах: «Я был создан, чтобы стать садовником…». Маленький принц, герой сказки Сент-Экзюпери, не садовник, но вспомните, как он нежно проявляет заботу о розе, которая растет на его маленькой планете, как ее присматривает. И вместе с тем как он настойчиво воюет с баобабами!
В большом мире Маленький принц соприкоснулся с властолюбием, зажерливостью, честолюбием… К сожалению, они имели силу. А правдивость, приязнь, нежность были слабыми и беззащитными. Все было без толку перевернуто. Но нашел Маленький принц в мире и истинное.
Обратите внимание на эпиграф. Это окончание мысли одного из почитателей таланта Антуана де Сент-Экзюпери, а вся мысль звучит вот так: «Читая и перечитывая «Маленького принца», — писал журналист Анатолий Маркуша, — я постоянно ощущаю тревогу, и легкую печаль, и захват. Я думаю: наш мир малый, наш мир разнообразный, наш мир живой, балансируя на гране катастрофы. Надо сохранить этот мир для тех, кто еще только родился, надо защитить этот мир от произвола, глупости, пожара».
Важнейшей проблемой Антуан де Сент-Экзюпери считал возвращение людям духовной сущности. Поэтому его сказка «Маленький принц» и является попыткой возвратить эту сущность, вернуть людей на путь истины. Произведение имеет притчевый характер (вспомните евангельские притчи), поучительный, проповеднический. Не случайно язык сказки-притчи афористический, крылатый.
Надо искать сердцем — именно эту истину ищет Маленький принц. А помогает ему найти ее пилот, которому повезло встретить Маленького принца. Не случайно пилот и его маленький друг увидели колодец. Вспомним сказку о живой воде. Вода из колодца — это и духовность, которой не достает людям, в частности тем персонажам, с которыми разговаривал Маленький принц на астероидах. Итак, вода — это символ. В сказке Сент-Экзюпери немало символов, разгадав которые, можно понять глубинное содержание философских и морально-этичных истин, которые теряет человечество.
Маленький принц ощущает себя одиноким. Одинокость ощущает и пилот. И только став друзьями, они сняли это бремя. Писатель убеждает читателя: человек может обойтись без многих вещей, но он не может обойтись без людей. Дружба помогает одолевать трудности, это поддержка, совет. Одиночка слабее группы единомышленников.
Модель человечества в сказке-притче «Маленький принц»