Модернистские варианты в литературе Германии 50-х годов ХХ века
Модернизм, между прочим, низводит социальную литературу до определяемого биологическими закономерностями, лишенного социальных связей образа человека. В 60-е годы Дитер Веллерсхоф (род. в 1925 г.) и приверженцы основанной им «кельнской школы нового реализма» старались по-новому сформулировать подобные тенденции. Под влиянием его теории «нового реализма» находились такие авторы, как Ю. Бекер, Г. Эльснер, Р. Д. Бринкман и Г. Хербургер.
По литературной концепции Веллерсхофа, «место универсальной модели бытия и вообще всех общих представлений о человеке и о мире занимает чувственно-конкретный опыт, современная повседневная жизнь в ограниченной сфере». Подобных же взглядов придерживался и Вальтер Хеллерер. Задача писателя, говорил он, показывать жизнь такой, «какая она есть», для «фиксации и проникновения в скрытый смысл» 36 и раскрытия неизвестного в известном. Из перспективы отдельных персонажей, из их субъективности надо охватывать реальность и отображать ее в ее объективности. Результатом этого чаще всего было низведение «реальности» до отдельных наблюдений и их описаний, отрыв человека от его социальных связей, чрезмерное акцентирование его биологических и психических свойств.
Направленность на повседневную реальность имела, несомненно, положительное значение. И все-таки авторы «кельнской школы» шли весьма различными путями. Это уже проявилось в вышедших по инициативе Веллерсхофа антологиях прозы: «Один день в городе» (1962) и «Конец недели» (1965), где шесть авторов варьировали одну и ту же тему, а также в «Предзнаменованиях» I и II (1962, 1963). Гизела Эльснер (род. в 1937 г.) в своих романах «Карлики-гиганты» (1964), «Подрастающее поколение» (1968), «Запрет на прикосновение» (1970), а также Рената Расп (род. в 1935 г.) в романах «Неудавшийся сын» (1967), «Зигзаг» (1979) и Pop Вольф (род. в 1932 г.) в романах «Пильцер и Пельцер» (1967), «Продолжение доклада» (1967) изображали гротескно искаженные мелкобуржуазные образцы поведения героев, которые должны были восприниматься как символ подвергающегося манипуляции бытия. Человек в своем существовании, своем поведении оторван от социальной действительности, безвозвратно отдан во власть своим инстинктам, воспринимается как некая биологическая функция; общественный механизм теряется во мгле,
Общественное трактуется как следствие инстинктивного поведения. Такое изображение человека, напоминающее натурализм, получило большую поддержку. За роман «Карлики-гиганты» Г. Эльснер получила учрежденную ведущими издательствами западных стран премию «Формен-тор»; до 1969 года книга была переведена на 14 иностранных языков.
Большее отражение явления и факты повседневной жизни получили в романах и рассказах Рольфа Дитера Бринкмана (1940-1975) «Объятие» (1966), «Никто не знает больше» (1968), «Гусеничный путь» (1969); Гюнтера Зойрена (род. в 1932 г.) «Решетка» (1964), «Лебек» (1966), «Праздник каннибалов» (1969); Хуберта Фихте «Палитра» (1968) и Гюнтера Хербургера (род. в 1932 г.). У Зойрена, Фихте и Хербургера жизненные обстоятельства частично изображаются в их конкретных исторически-общественных проявлениях. Но и здесь выступают черты биологически ограниченного образа человека: так, например, сексуальные крайности изображаются как современный прототип протеста.
Человека рассматривают большей частью как безвольный сгусток сексуальных и агрессивных инстинктов, это особенно характерно для произведений Бринк-мана. Сверхиндивидуальное стимулирует лишь развязывание агрессивности. Такое изображение человека связано с определенными результатами исследований поведения, которые объясняли общественные связи биологическими механизмами. Таким образом Бринкман хотел наглядно показать последствия лишенного человечности бытия.
Юрген Бекер (род. в 1932 г.) пытался скомбинировать частицу реальности и произвольные ассоциации и перенести в прозу образцы, созданные в конкретной поэзии (262). Непосредственно повествование здесь полностью отсутствует, тексты растворяются в графических схемах.
Петер Хандке (род. в 1942 г.) создал себе после выступления на заседании «Группы 47» в Принстоне (США, 1966) ореол скандалиста и бунтаря. Буржуазной литературной критикой он был сразу же вознесен как выразитель нового и неподражаемого.
В прозаических произведениях Хандке «Шершни» (1966), «Коммивояжер» (1967), «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1970), «Внутренний мир внешнего мира внутреннего мира» (1969), «Короткое письмо к долгому прощанию» (1972), «Час истинного восприятия» (1975) заметно влияние художественной манеры «нового романа» и структурализма. Детальнейшее описание обнажает духовное одиночество, потерянность человека. Это достигается по преимуществу путем формального языкового эксперимента, который должен отражать процесс развития манипулированного сознания. В своем эссе «Я обитатель башни из слоновой кости» (1972) Хандке решительно высказался против литературы, которая связана с политикой.
В конце 50-х и в начале 60-х годов в литературу вошли писатели, чьи биографии в основном определялись западногерманской действительностью. Среди них были Петер Фэкке (род. в 1940 г.): «Поджигатели» (1963), «Красный Милан» (1965); Хуберт Фихте (род. в 1935 г.): «Бегство в Турку» (1963), «Сиротский приют» (1965); Александр Клюге (род. в 1932 г.): «Жизненные пути» (1962), «Описание битвы» (1964); Ганс Фрик (род. в 1930 г.): «Брайни-тер, или Другая вина» (1965), «План Стефана Камински» (1967); Отто Егерс-берг (род. в 1940 г.): «Ладан и ржаной хлеб» (1964), «Милые люди» (1967); Кай Хофф (род. в 1924 г.): «Бедельштедт, или Сосиски по-бюргерски» (1966), «Честный человек» (1967) ; Ганс Юрген Фрелих (род. в 1932 г.): «Да все равно!» (1963), «Рыночный погребок» (1967). Многие из них обращались к темам фашистского прошлого, которое отражено в переживаниях их детства. Некоторые из этих авторов, такие, как П. Фэкке, Г. Фрик, X. Фихте, попали под влияние новых модных течений и создавали произведения в духе стилистической и концептуальной случайности. Другие полностью отказались от литературной деятельности или, как, например, А. Клюге, писавший поначалу прозу, стали работать только в кино или на телевидении.
В отличие от них такие писатели, как Петер Хэртлинг и Габриэла Воман, нашли свой собственный стиль и свою тематику. П. Хэртлинг (род. в 1933 г.)
Дебютировал стихотворными сборниками «Поэмы и песни» (1953), «Остановки Ямина» (1955), «Под фонтанами» (1958), «Дух зеркала, дух зеркала» (1962), в которых он изощренными стихами и игрой фантазии создает поэтический мир, имеющий мало общего с реальной действительностью. Этой основной концепцией, согласно которой поэзия не способна отобразить ужасы жизни, объясняется полемика Хэртлинга с Эрихом Фридом в связи с его стихами о Вьетнаме.
Петер Хэртлинг, в прошлом один из издателей журнала «Дер монат», а в 1968-1973 годах руководитель издательства «С. Фишер», избрал ведущей темой своей прозы попытку осовременить историю.
Он предпринял ее в романе «Нимбш, или Затишье» (1964), образцовым и противоречивым героем которого избран Николаус Ленау, чтобы на материале его биографии дать понять, что такое шаг из времени, что такое «парение по ту сторону времени». В романе «Янек» (1966), портрете-воспоминании, он пытается передать ощущения и впечатления юности, которые, однако, даны прежде всего с точки зрения вспоминающего. В «Семейном празднике, или Конце истории» (1969) в центре вроде бы стоит швабский эмигрант XIX столетия, но подлинная тема романа — это создание истории и действительности. С романом «Гельдерлин» (1976), который следует понимать не как биографию, а как приближение к ней, историческая действительность приобретает еще большее значение. Гельдерлин изображен в социологических и психологических детерминантах своего становления и крушения, в контексте немецкой истории. В «Цветтл. Проверка одного воспоминания» (1973) речь идет о невозможности реконструировать действительность из воспоминаний. Роман «Женщина» (1973) рассказывает о попытке эмансипации одной буржуазной дамы.
Габриэла Воман (род. в 1932 г.) в своих романах и повестях «Сейчас и никогда» (1958), «Победа над сумерками» (1960), «Прощание надолго» (1965), «Сельский праздник» (1968), «Облава» (1970), «Все для галереи» (1972) точно и глубоко регистрирует повседневные события жизни мелкой буржуазии, чьи жестокие черты схвачены острым взглядом в отдельных эпизодах.
В романе «Серьезное намерение» (1970) рассказывается история одной женщины, которая, лежа на больничной койке, пытается по воспоминаниям распутать события своей жизни; это намерение терпит крах, остается только смерть.
Модернистские варианты в литературе Германии 50-х годов ХХ века