• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Модусы у Спинозы

 

Модусы у Спинозы

Кроме субстанции и атрибутов существуют модусы. Спиноза дает следующее определение: «Под модусом я понимаю состояние субстанции, т. е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется». Без субстанции и ее атрибутов не было бы модусов, а мы не смогли бы их воспринимать.

Точнее, следовало бы сказать, что модусы вытекают из атрибутов и представляют собой определения атрибутов: «Всякий модус, обладающий необходимым и бесконечным существованием, необходимо должен вытекать из абсолютной природы какого-либо атрибута Бога, или из какого-либо атрибута, находящегося в состоянии необходимой и бесконечной модификации».

В структуре субстанции у Спинозы можно увидеть различные модусы, одни из них — бесконечные модусы, другие — конечные модусы, также есть сложные модусы. Однако Спиноза не переходит непосредственно от бесконечных атрибутов к конечным модусам, а вводит бесконечные модусы, которые находятся посередине между атрибутами, бесконечными по своей природе, и конечными модусами.

Например, бесконечный модус бесконечного атрибута мышления — бесконечный разум и бесконечная воля, конечным модусом атрибута мышления является идея. Бесконечные модусы бесконечного атрибута протяженности — движение и состояние покоя, конечный модус атрибута протяженности — движение определенного предмета. Бесконечным модусом является также мир как совокупность, который хотя и меняется в деталях, но в целом остается тем же самым.

Как же пытается Спиноза объяснить проблему перехода от бесконечного к конечному, т. е. от бесконечных модусов к конечным модусам. Спиноза сразу вводит ряд модусов и частных модификаций и просто говорит, что одни происходят из других. Одно из суждений «Этики» специально оговаривает: «Все единичное, иными словами, всякая конечная и ограниченная по своему существованию вещь может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию какой-либо другой причиной, также конечной и ограниченной по своему существованию.

Эта причина в свою очередь также может существовать и определяться к действию только в том случае, если она определяется к существованию и действию третьей причиной, также конечной и ограниченной по своему существованию, и так до бесконечности».

Ответ Спинозы означает следующее: модус, соответствующий природе бесконечного атрибута Бога, также бесконечен, прочее же связано с конечной модификацией и имеет определенное существование. Бог, или субстанция, является причиной самого себя , а также причиной бесконечного атрибута и бесконечного модуса. Бесконечное порождает только бесконечное, а конечное порождено конечным, невозможно вывести из бесконечного модуса конечный модус. Однако, каким же образом в рамках бесконечной божественной субстанции бесконечные атрибуты преобразуются в конечные модусы, как рождается конечное Спиноза оставляет без объяснения. Для Спинозы всякое определение является отрицанием, и абсолютная субстанция, абсолютно позитивное существо, такова, что не подлежит определению, т. е. отрицанию.

Итак, мы видим, что у Спинозы, как и у Декарта, возникает дуализм, в данном случае — это отношения конечного и бесконечного. Мир конечных модусов и единичных вещей существует обособленно от бесконечной божественной субстанции с ее бесконечными атрибутами, т. е. причинная цепь конечных модусов составляет отдельный мир и никакого подчинения бесконечного над конечным нет.

Что же можно сказать о сложных модусах? Оказывается, что человек и есть сложный модус. Спиноза трактует человека как единство души и тела. Человек — не субстанция, не атрибут, он состоит из определенных модификаций атрибута Бога.

Иначе говоря, из модусов мышления — идей и модусов протяженности — тела, образуется предмет разума, т. е. еще один вид модусов — сложный модус. Душа или разум человека — это идея или познание тела.

Итак, мы видим, что существующая субстанция объясняет все многообразие явлений природы . Она является единственной реальностью, конечные же вещи — лишь ее состояния или модификации. Любая вещь — единичное проявление субстанции, «то, что существует в другом и проявляется через другое».



Модусы у Спинозы

Другие сочинения по теме:

  1. Эстетичные взгляды Гете Следующей ступенькой в творческом становлении художника стал «веймарский классицизм» — такое название получила общая деятельность Гете и Шиллера по реализации...
  2. Описание-изложение эпизода смерти Ленского в романе «Евгений Онегин» Смерть Ленского описана иначе, чем все остальные. Это кульминация фабулы, событие, решающее судьбы всех главных героев. Можно снисходительно относиться к...
  3. Цель и задача жизни Чичикова Вместо блаженства — благополучие, вместо благородства — благопристойность, т. е. внешняя, условная добропорядочность, так как для Чичикова, как для истинного...
  4. Величайшие писатели украинского барокко В середине XVII ст. точилась отчаянная освободительная борьба украинского народа против внешних врагов: польских, татарских, турецких. В1654 году произошло соединение...
  5. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных Вопрос 1. Что может быть причиной изменения площади ареала? Причиной уменьшения площади ареала может быть исчезновение благоприятных условий среды, наличие...
  6. Теория литературы: Роман Роман — эпическое произведение, в котором рассказ сосредотачивается на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, который разворачивается...
  7. Сочинение анализ на тему: Почему Мцыри бежал из монастыря? «Мцыри» — произведение, написанное Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, главным героем которой является грузинский мальчик. Практически весь период своей юности мальчик по...
  8. Молитва святого Иоанна Дамаскина Владыка Человеколюбивый, не уже ли мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просвети днем? Сие мы гроб...
  9. «Ивейн, или Рыцарь Льва» В этом романе отчетливо видны открытия кретьена де Труа, знаменующие формирование элементов психологизма. Вот отрывок из романа: идеальный рыцарь короля...
  10. Пьеса «Носороги» аллегория человеческого общества Пьеса «Носороги» отображение человеческого общества, где озверение людей — закономерный результат социального устройства. Главный герой пьесы — Беранже становится свидетелем...
  11. Художественное совершенство поэмы Пушкина «Цыгане» В предшествующие Поэмы Пушкин вводил в качестве непременного атрибута национальные песни. Но «черкесская песня» «Кавказского пленника», построенная в типично романсной...
  12. Тема урока. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение Цель: ознакомить учащихся с грамматической категорией наклонения глагола; дать понятие об изъявительном наклонении; совершенствовать умения нахождения глаголов изъявительного наклонения; совершенствовать...
  13. Сочинение на тему: Как я провел лето Я с радостью вспоминаю прошедшее лето. Лето — чудесная пора. В наших краях зима обычно довольно суровая: крепкий мороз, снежные...
  14. Значение поэмы «Демон» как поэтически-обобщенного свидетельства эпохи Рабство и свобода — один из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был...
  15. Гуманизм, добро и любовь в романе Достоевского «Преступление и наказание» Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни...
  16. Женские образы в романе «Обломов» Сюжетную основу романа И. А. Гончарова » Обломов» составляет история любви главного героя к Ольге Ильинской. С ее появлением на...
  17. «Таинственные» страницы биографии Гоголя Немало непонятного связано с именем Николая Васильевича. Например, всем хорошо известен миф о том, что Гоголя похоронили живьем. Действительно, Гоголь...
  18. Краткое содержание книги У Ханьчэня «Сын на старости лет» Ы Богатый пожилой купец Лю Цун-шань страдает: у него нет сына. Есть дочь и зять Чжан, есть племянник-сирота Инь-сунь, но...
  19. Социальный характер трагедии личности в новеллах Хемингуэя В трагедии американских ветеранов войны, многие тысячи которых были полностью или почти полностью лишены средств к существованию и не могли...
  20. «Простота взгляда» Достоевского часть II Вместе с бытием мира они теряют и свое собственное бытие. Отрыв от конкретности есть путь к смерти, к небытию. Не...
« Реформация в литературе
Твір на тему: Слово про Марусю Чурай »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения