Мое отношение к Печорину
Мое отношение к Печорину. Почему он герой своего и нашего времени? Уже более полутора веков живет в русской литературе роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Не устарел ли он для нашего времени? Чем он может быть полезен для поколения людей начала 21-го века? Лермонтов очень удачно назвал свой роман, читатель уже заранее как бы бывает предупрежден в современности своего героя. В чем же секрет долголетия этого романа?
Само долголетие произведения уже говорит о том, что это великое произведение. Оно переросло рамки своего времени благодаря тому, что в нем великий художник Лермонтов показал важнейшие законы человеческой жизни, которые действуют и в нашей жизни. В романе герои задают вопросы самые главные, решают проблемы не сиюминутные, а вечные, над которыми думали люди в прошлом, думают сейчас и будут думать в будущем. Что это за вопросы? Прежде всего — о смысле жизни.
Как по-разному относятся к ним персонажи «Героя нашего времени»: о них или размышляют, или их не знают вовсе. Но прежде всего хочется понять, что вкладывает писатель в понятие «герой» , какое из значений используется в романе? Так как центральное место в романе отведено Печорину, то это слово относится прежде всего к нему.
Можно ли сказать о Печорине, что он — «выдающийся своей храбростью и доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги»? О храбрости его есть в романе подтверждение Максима Максимыча, который был свидетелем того, как Печорин один «на кабана ходил». Но «самоотверженность» и «подвиги» — эти понятия к его жизни явно не имеют никакого отношения. Он сам в своем журнале, который является как бы исповедью его перед самим собой, говорит о том, что он никогда ничем ни для кого не жертвовал.
Даже в любви. Он и любил только себя или кого-то ради себя, или свои удовольствия. А его безумно храбрые поступки: похищение Бэлы, дуэли, любовные романы — подвигами никак не назовешь, потому что они несли людям гибель или сильнейшие страдания. И он сам это замечает и говорит: «Сколько раз я играл роль топора в руках судьбы, как орудие казни я упадал на головы обреченных: часто без злобы, всегда без сожаления…» «Без злобы» — значит, не нечаянно, не под действием страсти, а холодно и расчетливо. «Всегда без сожаления» — это особенно страшно в нем, т. е. совершенно безразлично к людскому горю, и причем, это постоянное состояние его души: ледяная пустыня, укрывшая под слоем вечной мерзлоты все живое. Он сознавал, что является причиной многих и многих бед и даже трагедий для всех тех, кто с ним соприкасается.
Как будто его основное занятие — делать людей несчастными: Бэла и Грушницкий погибают, тяжело страдает княжна Мери, становится жертвой коварства Печорина отец Бэлы, которого убивает Казбич, глубоко оскорблен в своих дружеских чувствах к Печорину Максим Максимыч, нарушена жизнь «честных контрабандистов», а слепой мальчик остается совсем один, и это для него оборачивается тоже трагедией. Какую цель имели все эти поступки? Для чего он вмешался в чужую жизнь и разрушил ее? От скуки и ради собственного удовольствия!
Все это делает этого человека крайне непривлекательным и опасным для общества, потому что ради того, чтобы получить удовольствие, он переступает не только законы нравственные, не только идет против совести, но и совершает уголовные преступления. И хотя его никто не наказывает, преступления — то совершены! А самое неприятное то, что он не чувствует за собой никакой вины, а оправдывает себя дурными нравами в обществе, которые якобы испортили его. Но, как болезнь не поразит сильный организм, так и внешние воздействия не окажут плохого влияния на сильную душу, имеющую высокую нравственность.
А значит, душа его оказалась слабой, не укорененной в добре! Самооправдание имеет страшный результат: он не имеет ничего против того, чтобы быть орудием казни для других. Ему нравится власть над людьми, нравится мучить людей — все это является следствием страшной гордыни, которая и его мучит, потому что счастья он тоже не испытывает. Скука жизни преследует его, томит, толкает на бессмысленные авантюры с риском для жизни, и в конце концов он погибает, потому что жить ему нечем, истощились все силы его души на пустые развлечения.
Он так и не отыскал высокого смысла своей жизни, который он подозревал и ради которого ему были даны и ум, и здоровье и душевные силы. Жизнь растрачена напрасно, не принесла добрых плодов, не оставила по себе доброй памяти. И это герой? Есть еще значение слова «герой» — «лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи или среды». Печорин выделяется среди персонажей романа, он кажется странным и доброму Максиму Максимычу, и странствующему офицеру, от лица которого ведется рассказ о Печорине.
Чем же он выделяется? Все вокруг него живут и наслаждаются жизнью, не задумываются о смысле ее. Печорин же об этом думает, и поступки свои анализирует, в отличие от других. Это говорит о нем, как о человеке более глубокой натуры, чем окружающие его люди, о более высоком уровне развития его сознания.
Ему мало просто жить, как живут и животные, ему надо ради чего-то жить. Но вот дорасти до ответа на вопрос о смысле жизни он не смог. Он пошел по пути «жить — ради удовольствия», который ему подсказало современное общество, и он прошел по этому пути дальше всех и обнаружил в конце пути — тупик.
А из тупика выход — только вверх! А до Бога он не дорос. Жизнь без Бога — жизнь без смысла, это не жизнь, а самоубийство. Итак, можно ли Печорина назвать «героем» в смысле — «характерный представитель общества?» Навряд ли.
Он такой в романе один. Но таких, может быть, в жизни становится все больше? Печорин — это образ-символ.
Он убедительно показывает, что жизнь ради удовольствия лишена смысла, счастья, ведет к преступлению и, в конечном итоге, — к гибели. Есть еще два значения в слове «герой» , и мне кажется, именно они объясняют значение образа Печорина : он — «главное действующее лицо» в романе и «лицо, привлекшее к себе внимание», в данном случае Лермонтова, своей незаурядностью и выдающимися способностями, или «лицо, являющееся предметом восхищения и подражания». Лермонтову его герой явно нравится, он любуется его отвагой, его знанием людей, его умом. Он сочувствует и оправдывает своего героя, и все-таки показывает неизбежность его гибели, потому что светские удовольствия иссушили его сердце, сделали его неспособным не только к любви, но и к дружбе. Он совершенно охладел к службе.
Он равнодушен ко всему и ко всем, он мертв душой. Печорин — герой не только своего, но и нашего времени. С тех пор мало что изменилось в жизни людей.
Как тогда Печорин был один из немногих, кто задумывался над смыслом жизни и назначением человека, так и теперь таких людей мало. И сейчас люди, живущие по принципу «Для блага ближнего живи!» — кажутся странными основной массе прожигателей жизни, которые живут по своему принципу: «Живи в кайф!» Как и во времена Лермонтова идеалами общества были богатство, карьера и слава, так и сейчас люди живут в основном для приобретения материальных благ, добиваются всеми способами чинов и наград и этим бывают вполне довольны. И мало среди них счастливых, потому что только служение высоким целям и идеалам, самопожертвование ради них, любовь к людям, чувство исполненного долга дают ощущение счастья и полноты жизни!
Мое отношение к Печорину