Мои размышления над поэзией «Минуют дни, минуют ночи»
Меня всегда волновал вопрос: почему некоторые произведения, даже если и становятся популярными в свое время, быстро забываются и постепенно исчезают во времени, тогда как другие поэзии живут в веках и памяти людей. Мне кажется, жизнь поэзии зависит от того, насколько глубокой есть мысль, высказанная в произведении, насколько возможными есть чувства, или вызывает произведение слова раздумья и переживания, или оставляет читателей равнодушными. Тарас Шевченко — человек чрезвычайного художественного и литературного таланта. Уже столько десятилетий прошло со времени написания его стихов, а мы все еще с увлечением читаем их, и они не теряют своей актуальности. В этом, я считаю, и заключается талант писателя — высказать оригинальные соображения, которые будут служить советом в жизни потомкам, которые будут служить основой раздумий для читателей.
Поэзия «Минуют дни, минуют ночи…» имеет, прежде всего, нетривиальную композицию: условно ее можно поделить на две части. В первой части мы наблюдаем за угасанием природы, параллельно происходит и угасание жизненной силы в душе лирического героя: И не знаю, или я живу,
Или доживаю, или так по свету волочусь, так как уже не плачу и не смеюсь…
Казалось бы, лирический герой отрекается от жизни, не имеет силы и желания бороться… Но сразу начинается вторая часть произведения, которая за расположением духа и даже за ритмикой резко отличается от предыдущей. Мы видим, что превыше всего лирическому герою не хочется без цветного существования, бесследно потерянной жизни:
Страшно упасть в кандалы, Умирать в неволе, А еще хуже — спать, спать И спать на воле — И заснуть навечно, И следа не бросят Никакого: одинаково — Или жил, или погиб!
Поэт стремится к полноценной жизни, которая не пройдет, не будет незаметной, он стремится даже не просто к счастью, а к судьбе, т. е. «деятельности духа», мыслей и переживаний, силы духа, которая в возможности преодолеть и злую судьбу:
Доля, где ты? Доля, где ты? Нет никакой! Когда доброй жаль, Бог, То дай злой! злой!
Эти строки проходят рефреном через все произведение. Творчество Т. Шевченко неповторимо, но и мысли, высказанные автором через своих лирических героев, — также часто оригинальные и философски глубокие. Много кто из нас тоже хочет не пройти бесследно, боится «следа не бросят», а большинство тех, кто стремится признания и славы — люди, которые хотят достичь чего-то ради собственных амбиций или ради денег: слава ради славы, власть ради самого ощущения власти. Не таким возникает лирический герой Шевченкового произведения: он стремится оставить след не ради поклонения толпы, а ради работы духа, самопознания и саморазвития, которые непременно сопровождают создание чего-то высшего, вечного, весомого. Читая этот стих, я подумал о том, что можно мечтать якобы об одном и том же, но с разной мотивацией, — и это будут уже совсем разные вещи: «бросить нужно» — ради утоления собственных амбиций или ради создания чего-то, ради самого процесса создания и познания. Невероятно, как поэту удалось поставить эту проблему в таких, на первый взгляд, простых строках… Мне вспомнилось известное выражение другого выдающегося писателя Л. Толстого: «Вечно бороться, а покой — душевная ценность», — приблизительно так говорил русский прозаик и философ о душе человека.
Сейчас я и мои друзья еще учимся в школе, а молодость, как известно, — та пора, когда душа живет насыщенной жизнью, каждый день познавая новое, добывая новый опыт, познавая саму себя. Но и сейчас важно запомнить сказанное выдающимся поэтом, лишь бы некогда не «замереть сердцем», не потерять энтузиазма, жажды к жизни и к духовному развитию…
Каждая национальная литература имеет свою, скажем так, центральную фигуру, и ничего что, на протяжении веков или даже тысячелетий существования литературы в каждой стране родилось много выдающихся поэтов и прозаиков, драматургов и философов, произведения, которых есть национальным и мировым достижением, которые остаются в жизни народа навсегда, а их произведения цитируются и перечитываются еще много веков. Но среди выдающихся мыслителей и литераторов всегда выделяется фигура, величие которой выходит за пределы искусства: этот человек становится духовным наставником, и символом наций. В русской литературе таким поэтом есть, наверное, А. Пушкин. В украинской литературе и культуре национальным героем, беспрекословно, Т. Шевченко.
Тарас Шевченко родился и жил в непростые для Украины времена, когда ее народ страдал от крепостничества, а сама страна — от унизительной имперской политики.
Тяжелая судьба выпала талантливому юноше. Сам Шевченко родился в крепостной семье, испытал гонение и ссылки, тяжелые повороты судьбы, но через всю свою жизнь он пронес свой талант, пылкое сердце и веру в лучшее будущее.
Почему именно Т. Шевченко стал символом Украины, поэтом-пророком, духовным учителем наций? На этот вопрос непросто ответить, но я приведу некоторые свои соображения. Я считаю, так произошло потому, что произведения Шевченко охватили все темы, которые волновали и будут волновать человека. Прекрасные исторические произведения помогают им осмыслить исторические события, а временами и просто знакомят нас с чем-то, чего мы до сих пор не знали. Говорят, жить надо сегодняшним днем, но, я думаю, это не совсем так… Закоренелость в истории, пылкое переживание событий настоящего и взгляд в будущее — таким должен быть настоящий человек, таким был Тарас Шевченко. Явления, которые окружали поэта, не оставляли его равнодушным: освободившись из крепостной семьи, он не мог спокойно смотреть на страдание людей, самой большой его мечтой была отмена крепостничества. Досадно, что это стало известно уже после смерти поэта…
Но ценность творчества Шевченко, для меня, не только в отображении исторических или социальных событий: ведь времена крепостничества уже прошли, история заняла важное, но не центральное место в жизни украинцев, — значит, еще что-то привлекает современных читателей? Когда-то я познакомился с интимной лирикой Шевченко, мне стало досадно, что много кто знает этого поэта только за его историческими произведениями, как «борца против социальной несправедливости»… Это обычно важно, но это лишь одна сторона Шевченкового таланта. Его интимная лирика настолько глубокая, что любовь, которая звучит в каждом слове Т. Шевченко, кажется нам вневременной, вечной, а сами тексты — их написание — можно было бы целиком принять за написанные в ХХІ веке… Мысли и чувства поэта, которые он высказывает в своих дневниках, глубинные и непростые, большинство из них не потеряли своей актуальности: разве могут потеряет актуальность раздумья об обустройстве государства и справедливом общественном порядке, об отношениях между людьми, о ценности человеческой жизни? Эти проблемы являются нерешенными! Так как они станут неинтересными только тогда, когда мы будем жить в идеальном мире, в идеальном обществе, в идеальном государстве…
Тарас Шевченко — на самом деле национальный поэт, как говорили когда-то, — «величие духа»… Народ давно признал его как духовного отца наций. Мне досадно, много кто из современных украинцев до сих пор не открыл для себя настоящего Шевченко: глубокого философа, тонкого лирика. Все мы должны беспристрастно посмотреть на эту гениальную фигуру, разрешить себе увидеть в нем вторично новое, неоткрытое нами. Тогда мы ощутим, что Тарас Шевченко является удивительным литератором и философом, а его произведения, кроме обычных для нас «социальных проблем XIX века», содержат столько мудрости и глубины, что могут стать «учебником жизни» даже для современного человека.
Мои размышления над поэзией «Минуют дни, минуют ночи»