Мои размышления над страницами романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
«Война и мир» — русская национальная эпопея. «Без ложной скромности, это — как «Илиада», — говорил Лев Толстой писателю М. Горькому. Сравнение с эпосом Гомера могло иметь только один смысл: в «Войне и мире» отразился национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решались его историческая судьба. Содержанием своего романа писатель избрал одну из самых значительных эпох в истории России, имевшую огромное значение не только для нашей страны, но и для всей Европы.
Постепенно Толстой поднимает конкретно-историческую тему романа на уровень общечеловеческого значения. Автор изображает две войны: захватническую и освободительную. Исключительно высокие моральные качества проявили русские воины в основном сражении — Бородинской битве. Битва за столицу была упорной, русская армия показала чудеса героизма, храбрости и стойкости.
Описывая канун боя, Толстой говорит, что солдаты понимали всю важность предстоящего события, понимали, какую ответственность они несут за исход битвы. Именно поэтому они одевали чистые рубахи, отказывались от водки, «спокойно… и как бы беззаветно готовились к смерти». Это говорит о нравственной мощи и силе русского народа, о его чистоте и стойкости. «Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия», — говорил Толстой. Автор показывает патриотизм русского народа, крестьянства, и мы гордимся нашими воинами, когда читаем страницы, посвященные войне. Толстой отразил войну с бытовой стороны, со всеми ее ужасами, ранами, горем и страданиями.
Перед нами возникают бессмертные героические деяния народа. Таким образом, роман «Война и мир» показал, что народный «патриотизм неиссякаем». Он учит любить Родину, верить в несокрушимую силу народа.
Но не только этому учит нас автор романа. Важную роль в произведении играет не только «мысль народная», но и тема семьи, которой Толстой уделял много внимания. Мы осознаем, какой должна быть семья и как возникает взаимопонимание между людьми. Испытанию любовью подвергаются практически все герои романа-эпопеи.
Однако к истинной любви приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу . Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Ослепленный «внешней» красотой, он женится на Лизе. Но очень быстро к князю пришло мучительное и угнетающее понимание того, как «жестоко и непоправимо» он ошибся.
В разговоре с лучшим другом Пьером он говорит: «Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!». Семейная жизнь не приносила счастья герою. Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своего существования.
Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы и глубокий душевный перелом, разочарованность. Но дальше мы видим, что любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе пришло к князю, обновило его душу.
Правда, даже любовь не помогла Андрею смирить гордыню, он так и не простил девушке «измены». Лишь после смертельной раны и нового душевного перелома Болконский понял ее страдания. Судьба Пьера Безухова в чем-то схожа с судьбой его друга.
Он увлекается «кукольной» красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него «наукой» — Пьер на личном опыте убедился, что не всегда красота «внешняя» является залогом красоты духовной. «Загадочность» Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом. Встретив Наташу, Пьер был сражен ее естественностью, и любовь вошла в его душу. Герой понял девушку, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Семья Безуховых стала идеалом Толстого: жена неосознанно стала отражением Пьера, впитывая в себя все лучшее, что находила в муже.
Дружная семья — один из идеалов русского народа. Неслучайно характеристика различных слоев дворянского общества идет в романе «посемейно». Семья Ростовых, например, привлекает крепкими нравственными устоями жизни, что трудно найти в высшем свете.
Напротив, Курагины — отец, сын и дочь — не образую собой семьи, хотя князь Василий и хлопочет о женитьбе Анатоля и замужестве Элен. В романе нет картин их семейной жизни, как нет ее у Пьера в его первом браке. Толстой показывает нам, что почвой для развития нравственного чувства у лучших членов семьи Ростовых была не дворянская патриархальность, а та дружба, любовь и доверие, которые царили в их семье, если не считать рассудительную и холодную Веру. Таким образом, мы можем сделать вывод, что, знакомясь с таким великим художественным произведением Толстого, как «Война и мир», начинаешь многое понимать в жизни. Все, что мы видим на страницах романа, помогает больше понять окружающий мир и делать меньше ошибок, которые нередко случаются с каждым из нас.
В романе представлены не только реальные исторические события и жизнь отдельных личностей. Читая это великое произведение, не перестаешь удивляться Толстому-мастеру, который помогает просветляться. Это, в свою очередь, способствует духовному очищению человека.
Мои размышления над страницами романа Л. Н. Толстого «Война и мир»