Мои размышления о б издании «Капричос» Франциско Гойи
Франциско Гойя… Творчество этого знаменитого испанского художника оставило неизгладимый след в моей душе, заставило задуматься о смысле жизни… Издание «Капричос» представляется мне некой волнующей тайной, которую можно разгадывать на протяжении долгих лет. Здесь с потрясающей силой предстает вся Испания той эпохи. Открывает серию лист с автопортретом, где автор изобразил себя погруженным в тяжелые переживания, задумчивым, настороженным.
Затем следуют картины, наполненные ужасом, отчаянием, ненавистью и сарказмом. Мы видим невежество и паразитизм придворной знати. Дворяне изображены в виде ослов и обезьян.
В одной из картин ослы сидят на спинах крестьян, что символизирует угнетение простых людей дворянами. На другом офорте «Вплоть до третьего поколения» Гойя высмеивает гордыню идальго. Этот скромный дворянский титул носила часть населения Испании. Тем не менее, работу они считали ниже своего достоинства, у большинства этих людей единственным имуществом была родословная, и они доходили до крайней нищеты. Больше всего мне понравилась гравюра «Сон разума рождает чудовищ».
На ней изображен сам автор, погруженный в сон. Я считаю, в сновидениях он видит немыслимых чудовищ. Однако монстры сопровождают и в реальной жизни. От них нельзя скрыться. Поэтому художник закрылся руками, демонстрируя тем самым нежелание жить.
Сам Гойя сопроводил картину следующим текстом: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ, но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых ими чудес». На мой взгляд, Гойю можно считать художником-пророком, поскольку его творения актуальны и по сей день, они отражают пороки современного общества.
Мои размышления о б издании «Капричос» Франциско Гойи