Мольер Ж.-Б. биография
МОЛЬЕР , ЖАН-БАТИСТ Jean-Baptiste) , французский поэт и актер, создатель классицистической комедии. Родился 13 января 1622 в Париже; сын Жана Поклена, придворного обойщика и королевского камердинера, и Марии, дочери частного обойщика Луи Крессе. В десятилетнем возрасте потерял мать. В 1631-1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали античную литературу и древние языки; проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму О природе вещей римского поэта и философа Лукреция.
В 1640 изучал юридические науки в Орлеанском университете, в начале 1641 сдал экзамен на звание лиценциата права. В апреле-июне 1642 замещал отца в должности королевского камердинера. 6 января 1643 отказался от звания королевского обойщика. 30 июня 1643 организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование.
С остатками труппы уехал в провинцию. В 1645-1658 труппа выступала в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. К 1650 Мольер стал ее признанным главой. Постепенно в ее репертуаре ведущее место заняли комедийные представления.
В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески , добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок . Их успех побудил его обратиться к более крупным формам: в 1655 создал свою первую пятиактную комедию в стихах Сумасброд, или Все невпопад ; за ней в 1656 последовала Любовная размолвка . К 1658 мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, она получила возможность выступить 24 октября 1658 перед королевским двором с трагедией П. Корнеля Никомед и фарсом Мольера Влюбленный доктор; Никомед был встречен холодно, но Влюбленный доктор произвел фурор, что решило судьбу труппы: ей присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену театра Малый Бурбон. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей.
В 1659 поставил одноактную комедию в прозе Смешные жеманницы , в которой высмеял неестественность и напыщенность прециозного стиля, культивировавшегося в литературе и светских салонах . Она имела оглушительный успех, но одновременно породила много врагов в свете. С этого дня жизнь Мольера превратилась в постоянную борьбу с ними.
В 1660 с неменьшим успехом была сыграна комедия положений Сганарель, или Мнимый рогоносец , трактовавшая традиционную тему супружеской неверности. В том же году король предоставил мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль. Театральный сезон на новой сцене открылся 4 февраля 1661 пьесой Дон Гарсия Наваррский, или Ревнивый принц , но ее философский комизм не был воспринят широкой публикой. В июне с успехом прошла Школа мужей , осмеивавшая отцовский деспотизм и защищавшая принципы естественного воспитания; она ознаменовала поворот автора к жанру комедии нравов; в ней уже угадывались черты высокой комедии. Первой подлинно классицистической комедией стала Школа жен , поставленная в декабре 1662; ее отличала глубокая психологическая разработка традиционной темы семьи и брака.
На обвинения в плагиате, в слабосте сюжета и дурном вкусе Мольер ответил в 1663 комедиями Критика Школы жен и Версальский экспромт , в которых весело и зло иронизировал над своими недоброжелателями . Те не брезговали никакими средствами и даже обвинили Мольера в кровосмесительстве ; поддержка Людовика XIV, ставшего крестным отцом его первого сына, положила конец сплетням. С 1664 стал постоянно участвовать в организации придворных празднеств, сочиняя и ставя комедии-балеты: в январе 1664 был сыгран Брак по принуждению , в мае — Принцесса Элиды и Тартюф, или Лицемер , жестокая пародия на религиозное ханжество.
Разразился скандал; король запретил спектакль. Требовали даже отправить автора на костер. Весной 1665 подвергся запрету и Дон Жуан, или Каменный пир , носивший резко антиклерикальный характер. В 1666 Мольер поставил высокую комедию Мизантроп , равнодушно принятую широкой публикой. Продолжал сочинять для придворных празднеств комедии-балеты и пьесы-пасторали.
На сцене Пале-Рояля с большим успехом прошли две комедии в стиле народных фарсов, где высмеивались медицинская наука и ее служители, — Любовь-целительница и Лекарь поневоле . В августе 1667 Мольер решился представить в Пале-Рояле смягченный вариант Тартюфа под новым названием Обманщик , однако сразу после премьеры он был запрещен Парижским парламентом. В феврале 1668 была сыграна комедия Амфитрион .
Затем последовали Жорж Данден, или Одураченный муж , на известный народный сюжет о хитрой жене и легковерном муже , и Скупой , в котором объектом осмеяния оказались ростовщичество и жажда обогащения . В начале 1669 Мольеру добился снятия запрета с Тартюфа. В 1669-1671 он поставил одну за другой несколько комедий-балетов: Господин де Пурсоньяк , Блистательные любовники , Графиня д’Эскарбарья и самую лучшую из них — Мещанин во дворянстве , а также трагедию-балет Психея . Сыгранная в мае 1671 фарсовая комедия Проделки Скапена вызвала новый виток полемики — автора упрекали в потакании плебейским вкусам и в отступлении от классицистических правил. В марте 1672 Мольер представил публике высокую комедию Ученые женщины , высмеяв салонное увлечение науками и философией и пренебрежение женщин к семейным обязанностям.
1672 год оказался тяжелым для Мольера. Ушли из жизни многие его друзья и близкие, охладели его отношения с королем; значительно ухудшилось здоровье. Зимой 1672-1673 написал свою последнюю комедию-балет Мнимый больной , где вернулся к теме врачей-шарлатанов и доверчивых больных. 17 февраля 1673 на ее четвертом представлении с ним случился удар, и через несколько часов он скончался. Церковные власти отказались похоронить его по христианскому обряду.
Только после вмешательства короля тело Мольера было погребено 21 февраля на кладбище Св. Иосифа. В 1817 его останки перенесли на кладбище Пер-Лашез. Мольер оставил богатое наследие — более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые.
Его первым опытом как драматурга был дивертисмент, соединивший средневековый фарс с итальянской комедией дель арте. Сумасброд и Любовная размолвка стали первыми крупными стихотворными комедиями с развернутой интригой, большим количеством персонажей и разнообразными сюжетными положениями. Тем не менее его связь с народной традицией никогда не прерывалась: он не только вводил в свои большие комедии отдельные фарсовые элементы , но и постоянно возвращался к фарсовой форме в одноактных и трехактных комедиях .
Мольер попытался развить созданный П. Корнелем жанр героической комедии в Доне Гарсии, однако отказался от него после провала этой пьесы. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр — высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи . Ученых женщин считают образцом классицистического комедийного жанра, тогда как Дон Жуан выходит за рамки классицистических правил — он написан в прозе, в нем нарушены все три единства.
Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в Мизантропе, которую иногда называют трагикомедией и даже трагедией. Важным достижением Мольера стало создание особой формы комедии — комедии-балета, где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы .
В нем видят провозвестника французской оперы. Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества , сословность, религия, культура, наука и т. д. Этот комплекс тем решается на парижском материале, за исключением Графини д’Эскарбанья, действие которой происходит в провинции. Мольер берет сюжеты не только из реальной жизни; он черпает их в античной и ренессансной итальянской и испанской драматургии , а также во французской средневековой народной традиции . Главная черта мольеровских персонажей — самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим.
У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта мольеровских персонажей — их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами , или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров . Но всех отрицательных персонажей объединяет одно — нарушение меры.
Мера — главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности . Их носителями нередко оказываются представители народа . Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра — через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Однако в Тартюфе, Дон Жуане, Мизантропе он отступает от этого принципа.
Зло торжествует в Мизантропе ; в Тартюфе и Дон Жуане, хотя его носители и наказаны, оно остается по сути непобежденным, ибо слишком сильно укоренилось в жизни людей. В этом — глубинный реализм Мольера. Творчество Мольера, великого комедиографа, создателя классицистической комедии, оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции , но и на всю мировую драматургию ; в России его последователями были Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин, Грибоедов.
Мольер — французский драматург, актер, театральный деятель. Мольер родился в семье королевского обойщика и мебельщика Ж. Поклена, который сумел поместить сына в Клермонский колледж. Юный Поклен получил широкое образование, проявив особую склонность к античной литературе и философии. После окончания колледжа юноша решил посвятить себя театру.
В 1643 году, приняв псевдоним Мольер, он организовал «Блистательный театр». Но этот театр успеха не имел, и с 1646 по 1658 год Мольер и его товарищи работали в провинции. В 1658 году его труппа по желанию короля была оставлена в Париже.
Именно в парижский период жизни Мольер создал свои замечательные комедии , в которых осмеивал всевозможные пороки: ханжество, лицемерие, подозрительность, тупость, легкомыслие, чванство, дворянскую спесь и жадность буржуа. Все это и многое другое стало предметом критики в беспощадной, иногда доброй, иногда горькой, но всегда глубокой по мысли, человечной по сути и виртуозной по форме комедии Мольера. «Дон Жуан» , «Мизантроп» , «Скупой» , «Тартюф» , «Мещанин во дворянстве» , «Плутни Скалена» , «Мнимый больной» и другие его пьесы до сих пор не сходят со сцены, и их остроумие и блеск не тускнеют от времени. Мольер был не только драматургом, но и гениальным актером. «Он был актером с головы до ног.
Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун в свете мог бы рассказать за целый час», — писал о нем один из современников. 17 февраля 1673 года во время представления комедии «Мнимый больной», в которой Мольер выступал в главной роли, драматургу стало плохо. Начавшиеся судороги он сумел выдать за игру, так что спектакль не был сорван. Через несколько часов после окончания представления Мольер скончался. Мольер был сыном эпохи классицизма, но жанр комедии предоставлял ему больше свободы.
В ряде фарсовых и бытовых комедий Мольера оживает народная карнавальная стихия, Обличая в своих произведениях пороки, драматург стремился совершенствовать человеческую природу и исправлять нравы, что соответствовало философии классицизма. С другой стороны, в своих «высоких комедиях» автор смешивал «высокий» и «низкий» жанры. Он обращался к языку улицы, что было несвойственно классицистам.
Новшества Мольера были не просто отходом от классицизма: они открывали дорогу реализму. При всей живости, эмоциональности творчества Мольера важнейшей чертой его гения была интеллектуальность. Исследуя широкие пласты жизни, автор отбирал только те черты, которые были необходимы для изображения определенных типов, не добиваясь разностороннего изображения характеров.
По словам А. С. Пушкина, «у Мольера Скупой скуп — и только». В комедиях характер человека получал свое развитие не в сложном многообразии, а в выражении преобладающей черты, поэтому сатирические краски в его пьесах предельно сгущены. Народность комедий Мольера — в их бодром, оптимистическом тоне, пронизывающем все образы, в том числе и сатирические.
По определению Л. Н. Толстого, «Мольер едва ли не самый всенародный и потому прекрасный художник нового искусства».
Мольер Ж.-Б. биография