Молодой Достоевский
Федор Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве в семье врача Московской Мариинской больницы для бедных Михаила Достоевского. К 15-ти годам интересы Федора Достоевского уже определились. Он знал, что будущее его — литература.
Ранняя смерть матери все перевернула. Отец, оставшись с семью детьми на руках, старших сыновей, Михаила и Федора, решил отдать в специальное Военно-инженерное училище в Петербурге — «чтобы обеспечить им будущность». Молодой Достоевский совсем не хотел военного будущего и всю жизнь, потом считал ошибкой со стороны отца заставить его учиться на военного инженера.
Довольно спокойный и безмятежный период жизни Достоевского закончился, произошел первый перелом в его судьбе: московское детство, родители, братья, сестры, родной дом — все это осталось по одну сторону; незнакомый город, нежеланная учеба, скитальческая жизнь — по другую.
С мая 1837 года судьба Достоевского навсегда связалась с Петербургом. Петербург необходим был ему для творчества: часто он становился источником его вдохновения. В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него не было своей квартиры, он всегда их снимал.
За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов и никогда не жил ни в одном доме более трех лет. Обычно адреса его квартир находились на пересечении улиц. В таких же домах жили его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома, в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки.
В своих петербургских произведениях Достоевский представил социальный срез обитателей этих домов, показал своеобразную физиологию города. Его художественная проза насчитывает чуть больше 30-ти названий, в 20-ти из которых Петербург присутствует как неотъемлемая часть существования героев. Именно в этом таинственном, двоящемся городе могли происходить фантастические в своей прозаичности события многих его романов, рождаться безумные идеи, совершаться преступления: «Все это до того пошло и прозаично, что граничит почти с фантастическим». Рисуя картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывал все в мельчайших подробностях, виртуозно переплетая вымысел и реальность.
Сбивая читателя кажущейся топографической точностью, он свободно «переносил» дома, менял владельцев, смещал улицы, добавлял этажи, добиваясь создания емкого образа города-персонажа, становящегося не просто фоновой декорацией разыгрываемого действия, а активным действующим лицом, способным влиять на происходящее. Фантастический в восприятии писателя город, город-призрак, город-фантом, стал лучшей иллюстрацией к его романам.
Достоевскому была свойственна острота переживания пространства. Открытое, широкое или тесное, замкнутое пространство в его произведениях выступает как образ большого смыслового значения. Из романа в роман переходят тесные, сжимающие героя комнаты-шкафы, «гробы», «каюты», с низкими потолками и маленькими окнами, со сломанной мебелью и обшарпанными обоями. У Достоевского нет разнообразия вещного окружения героев, не может быть случайных предметов.
Он использует относительно постоянный набор бытовых деталей, каждая из которых имеет определенный смысл. Характерен для пространственного восприятия писателя образ почти обязательного ограничивающего элемента. В интерьере — это угол, порог, стена, на улице — забор, переулок. Все это становится символом, знаком жизни человека, его душевного состояния.
Герои Достоевского обособленно существуют в этом мире. Его мечтатели, «подпольные» люди с раздвоенным сознанием, всегда живут «в углах», уходя от внешней жизни. Сам Достоевский во время написания своих романов тоже отъединялся от людей, «уходил в себя», неслучайно обычное время его работы — ночь, когда никто не мог ему помешать, когда он оставался совершенно один.
Первый «угол» Достоевского в Петербурге находился в Михайловском замке, одном из самых мрачных и таинственных дворцов Петербурга. В 1819 году это здание было отдано Инженерному ведомству, при котором разместилось Главное Военно-инженерное училище. Достоевский поступил в училище в 1838 году и провел в стенах Михайловского замка шесть лет.
На втором году обучения случилось еще одно горе в его жизни — при невыясненных обстоятельствах погиб отец. Старшие братья должны были теперь сами решать свою судьбу. Федор рано повзрослел, в письме к брату, написанном сразу после смерти отца, довольно отчетливо уже намечалось его будущее творческое кредо: «Я в себе уверен.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…»
В августе 1843 года Достоевский закончил училище и был зачислен в Инженерный корпус. Это означало, что ему каждый день нужно было ходить на службу с 9-ти до 14-ти часов. Вместо того чтобы «все силы отдавать литературе», ему приходилось «убивать время даром». После службы — чтение, театры, развлечения.
Как всегда — отсутствие денег. У Достоевского тысяча планов, которые могли бы принести ему большой доход. Перевод какого-нибудь известного автора ему казался самым реальным.
Этот вид литературной работы не считался в середине 19 века особенно серьезным, его воспринимали лишь как средство заработка. Приезд Оноре де Бальзака в Петербург осенью 1843 года, его триумф среди петербургской молодежи, по-видимому, стали решающими для Достоевского в выборе произведения для своего первого литературного заработка. В конце 1843 года за 2-3 недели он перевел З65 страниц французского текста. Достоевский почувствовал себя писателем и, не прослужив и полугода, решил подать в отставку: «Служба надоела, как картофель».
В июне-июле 1844 года перевод «Евгении Гранде» появился в журнале «Репертуар и Пантеон». А в августе 1844 года Достоевский уже подал в отставку, и с этого момента его жизнь стала зависеть только от литературы: «Подал я в отставку, оттого что подал, то есть, клянусь тебе, не мог служить более. Жизни не рад, как отнимают лучшее время даром…» Родственники Достоевского не верили в его литературное призвание, ему приходилось оправдываться даже перед братом, с которым в детстве вместе мечтал о литературном будущем: «Теперь я отделен от вас от всех со стороны всего общего; остались те путы, которые покрепче всего, что ни есть на свете, и движимого и недвижимого. А что я ни делаю из своей судьбы — какое кому дело?
Я даже считаю благородным этот риск, этот неразумный риск перемены состояния, риск целой жизни — на шаткую надежду.
Может быть, я и ошибаюсь. А если не ошибаюсь?..»
Школа мастерства, которую прошел Достоевский у Бальзака, сами произведения французского писателя стали сильным импульсом для молодого Достоевского. С первого знакомства, почувствовав близость и родственность творчества Бальзака своим взглядам и литературным вкусам, Достоевский всегда потом считал его выдающимся писателем современности. В ряду постоянных и неизменных увлечений Достоевского Бальзак стоял рядом с Пушкиным, Гоголем, Сервантесом, Шиллером и Диккенсом.
На протяжении всей своей жизни Достоевский восхищался их талантом и учился у них мастерству: «…Душа моя недоступна прежним бурным порывам. Все в ней тихо, как в сердце человека, затаившего глубокую тайну; учиться, «что значит человек и жизнь», — в этом довольно успеваю я; учить характеры могу из писателей, с которыми лучшая часть жизни моей протекает свободно и радостно…».
Молодой Достоевский