Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша «Иродова морока»
Одним из популярных жанров древней литературы был вертеп. По мнению О. Билецкого «…вертепная драма (зародилась, по-видимому, еще в ХVІІ веке, но известны нам тексты не идут раньше 70-х годов ХVІІІ века) — это еще один из предшественников украинской реалистичной комедии ХІХ — началу ХХ в..».
А. Козлов в книге «Украинская дооктябрьская драматургия: Эволюция жанров» отметил, что «…своеобразной вариацией жанра драмы, могла бы стать перед нами в настоящий момент вертепная драма… вертеп был такой оригинальной драмой, в которой оказывалось народное виденье гармонии и дисгармонии христианских и народных идеалов…».
М. Сулима заметил то, что «…про популярность адаптированной рождественской драмы (собственно вертепа) свидетельствуют драматичные произведения ХIХ-ХХ века, авторы которых во время работы над ними сознательно ориентировались на вертеп. Это «Иродова морока» Пантелеймона Кулиша, «Вертеп» и «Милость Божья» Людмилы Старицкой-Черняховской…».
Следовательно, исследователи вертепной драмы акцентировали внимание преимущественно на особенностях этого жанра, пытаясь объяснить «живучесть» вертепной драмы, мотивировать причины ее популярности среди украинских драматургов ХИХ-ХХ веков. Но вопрос об особенностях монологов и диалогов как средств выражения духовности действующих лиц вертепной драмы ими не рассматривалось.
В записи вертепной драмы М. Маркевича, которая является одной из самых старых, особенное внимание зрителя и читателя привлекает Хор, который по мнению Патриса Паве «…выполняет роль комментатора, роль лирического посредника, роль эпического координатора эпизодов… часто хор — это выражение взглядов определенного зрителя-судьи; бывают, хор заменяет собой «внутренний» язык автора».
Именно в пении Хора звучит сначала призыв: Восстаньте ото сна и благо сотворите Рождавшегося Христа повсюду возвестите; Сеет вам, люди, охотно глаголю И благословите: пойду да позвоню.
А затем Хор извещает хорошую весть о том, что «Бог сегодня рождается».
Хор воспевает рождение Христа и сообщает всем об опасности:
Где-то Ирод грядет в стране своя Вифлеемской Плените все храмы Дабы искати Христа нарожденна
Давая оценку действиям и поступкам Ирода, он называет его «преокаянным».
В следующих сценах вертепной драмы функции и сущность Хора становятся еще весомее и значимыми. Да, Хор обращается к Царям с просьбой защитить Христа, указывая им как нужно себя вести с Иродом:
Отвещайте ему Идем же к мальв дневному; К мальв дневному идите И мя возвеселите. Хор также осуждает действия Ирода и Воинов, какие по-лакейски выполняют его приказы: Ирод несыт Велит убить А воин терзает И убивает. Дальше Хор выступает в роли комментатора действий таких злотворцев, как Ирод, Смерть, Черт: «Тут смерть выходит, речет к нему вину…». А когда Ирод погибает от косы Смерти, Хор извещает о том, что зло уничтожено: Не ведал же он, что истребится И царство его в конец разорится. Заслуга его знатна всем и явная За то и адская бездна изготовлена О, Ирод преокаянный!
Следовательно, в первой части вертепной драмы Хор выступает в роли действующего лица, которая комментирует действия других действующих лиц, дает им характеристику, выражает взгляды зрителя на изображаемые события в произведении, сообщает о ходе тех или других событий, осуществляет исторический экскурс.
Реплики диалогов остальных действующих лиц первой части вертепной драмы за формой коротки, очень эмоциональны. В них принимают участие преимущественно антидуховные действующие лица такие, как Ирод, Смерть, Черт, Воины и другие. Каждая реплика диалогов злотворцев порождает в них неадекватную реакцию. А особенно бесится Ирод, когда узнает о рождении Иисуса.
Вынуждает нервничать Ирода обращения к нему Рахили: «Ирод пребеззаконный, мучителю стоадский». В этой короткой реплике дается меткая оценка действиям и поступкам Ирода. С помощью такого аналитического приема, как внутреннее вещание, в драме представлено то, как Ирод «тихо, сам с собою» рассуждает:
Увы, какая с сих времен возникла перемена Думавши мне вечно жить, близится кончина Однако же я со смертью сражаться буду.
Монолог и диалог как средства выражения духовности в драме Кулиша «Иродова морока»