Морально-философского аспекты творчества Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье капитана в отставке. Рано остался без родителей. Воспитывался бабушкой Е. Арсеньевой, которая дала ему разностороннее образование. Детство Лермонтова прошло в ее имении — с. Тарханы (Пензенская область), где будущий поэт наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народной песне, рассказам о Степане Разине, Емельяне Пугачеве. Глубокий след в памяти Лермонтова оставили поездки с родными на Кавказ (1818, 1820, 1822). В 1828-1830 годах он учился в Московском университетском благородном пансионе. Начал писать стихи, создал первые поэмы («Черкесы», «Кавказский пленник»).
Большое значение для формирования мировоззрения Лермонтова имели годы пребывания в Московском университете (1830-1832) одновременно с Белинским, Герценом, Огаревым, которые уже тогда имели влияние на общий идейный уровень студенчества. В это время поэт написал лирические стихи, поэмы, драмы, которые выразили ненависть к деспотической власти и крепостническому праву. После столкновения с реакционной профессурой Лермонтов покинул университет.
Переехал в Петербург и поступил в гвардейскую школу, в которой провел «два страшных года, заполненные военной муштрой». Эпизодически, тайно Лермонтов работал здесь над романом «Вадим». В 1834 г. он закончил школу и стал офицером лейб-гвардии Гусарского полка, который стоял в Царском Селе, но много времени проводил в Петербурге. В это время он пишет драму «Маскарад» (1835). Неожиданный поворот в творчестве и судьбе поэта произошел в 1837 году и стих «Смерть поэта» — гневный отзыв на гибель Пушкина — осуждал не только убийцу, а и знать при дворе — виновницу трагедии, которая произошла. Это произведение разошлось по всей России. Лермонтов был арестован, а со временем переведен в Нижегородский драгунский полк, который находился в Грузии.
Во время ссылки он встречался с опальными декабристами, познакомился с грузинской интеллигенцией, интересовался фольклором горных народов, их бытом и языком. Кавказские темы заняли видное место в творчестве Лермонтова. В 1838 г. после ходатайств его бабушки Арсеньевой и Жуковской Лермонтова перевели в Гродненский гусарский полк, который стоял под Новгородом. Через полгода ему разрешили вернуться в лейб-гвардии Гусарский полк.
Стихи Лермонтова стали регулярно появляться в печати. Большой успех имела историческая поэма «Песня о царе Иване Васильевиче…». Лермонтов сблизился с редакцией газеты «Отечественные записки», познакомился с Белинским. В феврале 1840 года за дуэль с Эрнестом де Барантом, сыном французского посла, Лермонтова отдали военному суду и со временем выслали на Кавку к действующей армии. Как участника тяжелого боя на реке Валерик в Чечне его дважды представляли к наградам, но царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления.
В феврале 1841 г. Лермонтову дали короткий отпуск в столицу для свидания с Арсеньевой. В последние месяцы жизни поэт создал свои наилучшие стихи: «Родина», «Бескид», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Последнее произведение Лермонтова — «Пророк». Возвращаясь в полк, он задержался для лечения в Пятигорске. Тайные недоброжелатели оказывали содействие возникновению ссоры между ним и офицером Мартыновым, что привело к дуэли, которая закончилась убийством поэта. Произошло это 15 июля 1841 г. Лермонтов был похоронен на городском кладбище в Пятигорске (гроб с его телом перевезли в с. Тарханы и похоронили в семейном склепе Арсеньевых. Лермонтов выступил в русской литературе как наследник и продолжатель Пушкина в эпоху, когда дворянская революционность (после разгрома декабристского движения 1825 г.) искала новых путей развития.
Уже юношеская поэзия Лермонтова была пронизана страстной мечтой о свободе, призывала к действию. Ослабление общественного движения окрасило его творчество в пессимистические тона, но тогда же начал складываться и острокритический взгляд поэта на современность. Уже в ранних стихах заметна тоска по идеалу. Развивая некоторые художественные принципы Пушкина, Лермонтов выразил новый этап в развитии русского общественного сознания, и это определило глубокую своеобразность его поэзии, о которой Велинский писал: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Творчество Лермонтова вдохновляли традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Дж. Байрона. Особенности романтического искусства отвечали индивидуальному состоянию Лермонтова-Поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы, утвердить Идею свободы личности. Лермонтовский романтизм далек от всякой созерцательности, наполнен трагически обостренными чувствами, напряженной мыслью.
При этом он включает элементы реалистического значения мира, которые постепенно становились доминирующими. Со второй половины 30-х годов творчество поэта становится разнообразнее по смыслу, более богатым жанрово и стилистически. В творчестве Лермонтова тесно переплелись гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он ввел в русскую поэзию «железный стих», который отличался неслыханной до сих пор энергией выражения мыслей. Творчество поэта разделяют на три периода: ранний (1828-1832), переходной (1833-1836) и зрелый (1837-1841). В конце первого периода М. Лермонтов много чего переоценивает, в том числе и счастье, которое становится для него почти синонимом спокойствия, оторванности от несчастий и страданий, которые переполняют жизнь. Не случайно 1832 г. становится годом написания стихотворения «Парус», которое стало не только итогом ранней лирики поэта, а и классикой русской поэзии.
За символико-пейзажными картинами и образом паруса в стихе изображается целостная художественная концепция человека и мира. Вся художественная структура произведения пронизана столкновеньем и единством противоположностей. Это свойственно и центральному обще-символическому образу паруса. С одной стороны, он является отображением авторского «я», его поисков своего места и назначения в океане бытия, а с другой стороны олицетворяет человеческий дух, который бесконечно развивается, его вечную не успокоенность и неудовлетворенность настоящим, порывы в будущее. Противоречивое единство двух планов в образе паруса воплощается и в делении каждой строфы на две равные части, где в первых двух строках живописно-изобразительными средствами воспроизводится «эпический» образ паруса и окружающего мира, а в следующих двух строках экспрессивно-выразительный, собственно «лирический» комментарий к этим картинам.
Сугубо романтический характер имеют большинство последних лермонтовских баллад, среди которых «Три пальмы» (1839). Три пальмы, которые росли в далекой аравийской пустыне и давали приют холодному ручью, мечтают быть полезными и ропщут перед Богом из-за своей никчемности. Но когда осуществилась их мечта и к оазису подошел караван, под топором «…пали без жизни питомцы столетий». Переночевав, караван продолжил свой путь, оставив позади себя лишь «пепел седой и холодный».
Это произведение, как и другие баллады этого периода (1837-1841), отличается единством естественного и человеческого мира, реального и фантастического, прямого и аллегорического, а также морально-философского аспектов изображения.
Морально-философского аспекты творчества Лермонтова