Моральные ценности в драме И. Кочерги «Ярослав Мудрый»
Невозможно представить себе Киевскую Русь без могущественной фигуры Ярослава Мудрого, который будто бы является воплощением моральных ценностей и идеалов наших предков. Интересная и сложная, очень противоречивая фигура. Жестокий полководец и мудрый книголюб.
Творец первого свода русских законов — «Русской правды» и князь, который железной рукой карал в междоусобной борьбе даже ближайших родственников. Лукавый политик и вдохновенный строитель. Судьба всех героев, их мысли, надежды и стремления, их идеалы и моральные ценности непременно переплетаются с судьбой всей славянской земли.
А Русская, славянская земля — это Ярослав Мудрый, который старается защитить ее от врагов, отстроить ее.
Помыслы, мысли и действия Ярослава направлены на то, чтобы возвеличить Киев, собрать под его хоругви всю Русь, укрепить княжескую власть. Мечтал он также «нарядить» свое государство, просветить его, украсить замечательными храмами, зданиями: Там на поле боя Новый замечательный Киев я построю, Величественный, пышный, как красота столетий. Для этого привозил «искусных» мастеров из греков, учил своих людей строить, покупал и переписывал в монастырях книги, да и сам любил читать, чтобы «от книг зерно добра и любви в своей душе посеять и вырастить». Но чтобы это сделать, нужно жить в мире, «меч тяжелый положив и шлем».
Не хочет больше воевать князь, так как больше по душе ему мирное строительство, чем звон сабель в неистовом бою. Щедрый душой этот человек, который делает все ради счастья Родины. Он, прежде всего защитник своей Отчизны: «…весь век вожу у походы рать…Раньше закон…а потом благодать», — не раз повторяет Ярослав афоризм знаменитого Иллариона, автора «Слова о законе и благодати». В этом заключается острый конфликт между стремлением мести и чувством патриотизма, утверждения необходимости науки и искусства в жизни. Такое, казалось бы, естественное чувство, как любовь к Родине, жило в душе Ярослава очень сложно.
Оно закалялось во внутренних разногласиях, в борьбе. Князь решительно выступает против варягов, которые служили Киеву, а при случае грабили его. Ярослав Мудрый предостерегает: «каждый, кто нарушит дело мира, На правду кто на русскую посягнет — Того поразит безжалостный топор…». Это человеческие идеалы наших предков, это их моральные ценности. Киев в мыслях, Киев в мечтах не только Ярослава Мудрого, а и Журейко, и Свечкогаса, и монаха Никиты, так, как говорит Сильвестр: «Кто выпьет раз Днепровской воды.
Никогда Киев не забудет». Любят герои драмы и природу родной земли, и храмы, любуются красотой и искусством:
«Какая красота! Как краски все согласно В один венок на золоте сплелись», — выкрикивает княжна Елизавета, рассматривая рисунки монаха Никиты.
Все это указывает на то, как хорошо было развито у наших предков чувство прекрасного, как высоко они ценили красоту! Но все же таки главной была любовь к Родине, ради которой отдавали, не колеблясь, жизнь. Погиб, защищая Отчизну, Никита; рискуя жизнью, приводит дружину новгородцев каменщик Журейко. Да и Ярослав всегда стоит на защите родной земли, чтобы никто из врагов не смог неожиданно напасть.
Он мечтает строить новые храмы, для него нет высших сокровищ, «чем мирный труд и счастье в мирном доме», но прежде всего, «закон, а потом благодать».
И. Кочерга в своей пьесе «Ярослав Мудрый» сумел передать чувства, которые владели человеком в XI столетии, моральные ценности и идеалы. Эта пьеса — настоящий гимн человеческому патриотизму, мудрости. Она учит любить свою Родину и во времена радости, и во времена печали.
Моральные ценности в драме И. Кочерги «Ярослав Мудрый»