Моральные проблемы романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Роман «Портрет Дориана Грея» О. Уайльдом был написан в 1891 году. Это произведение есть эстетичной концепцией мировосприятия автора. Наиболее полно она раскрывается в предисловии, где сконцентрировано двадцать пять афоризмов. Предисловие и само содержание романа составляют своеобразный диалог, в котором находит художественное выражение эстетика О. Уайльда. Эстетизм, как течение искусства, основанный на том, что творчество является отображением внутреннего мира художника: «Искусство — это зеркало, которое отображает того, кто у него смотрит». Исходя из этого утверждения, можно говорить о прекрасном внутреннем мире художника Холлуорда. Когда же в портрет вглядывается Дориан Грей, произведение становится отталкивающим, что свидетельствует об отображении души героя. Мысль автора заключается в том, что явление искусства воссоздает душу не только художника, а и зрителя.
Содержание романа раскрывает и другое положение вступления: «Художник не моралист». Лорд Генри, увидев портрет прекрасного юноши, сетует из того, что человеческая молодость и краса недолговечные. У Дориана возникает мысль, которое было бы хорошо, если бы старел не он сам, а его портрет. Эти мечты странным чином сбываются. Но портрет не только стареет, на нем внешне выражаются все проявления души Грея. Портрет становится все страшнее. Увидев обезображенное лицо Дориана на полотне и поняв преступную душу героя, художник требует от юноши покаяния перед Богом, не удаваясь к морализаторству. Уайльд не осуждает действия своего героя открыто. Писатель искажает его внешность на портрете, высказывая этим свое отношение к поступкам Грея. Противоречивым кажется и другое утверждение автора: «Из искусства нет ни одной пользы». По мнению Уайльда, искусство может верно воспринимать лишь человек, который глубоко понимает прекрасное. Но такой человек не нуждается в уроках нравственности. В романе таким человеком является лорд Генри, который сам не делает ничего аморального, так как понимает прекрасное. В произведении Уайльд раскрывает и мысль о том, что художник является представителем «высокого искусства вранья». Отмечается, что после портрета Дориана работы Холлуорда становятся худшими. Это утверждение можно понять как мысль о приближении его творчества к реализму. Мысль о том, что искусство связанное с фантазией, раскрывается на примере судьбы актрисы Сибилы Вейн. Когда Сибила не знала, что такая любовь,- она чудесно играла на сцене влюбленных женщин. Как только она встречает любовь в жизни, сразу же начинает играть все более хуже. Красота исчезает.
Одним из главных персонажей романа есть лорд Генри. Это своеобразный герой, которого можно считать «змеем». Но считать лорда Генри в полной мере ответственным за поступки Дориана нельзя. Ведь лорду принадлежат слова о необходимости спасения души: «… какая польза человеку от того, что она получит весь мир… если она губит собственную душу». Генри высказывает лишь идею, которая воплощается в жизни молодого юноши, но воплощается в обезображенном образе. Это лишь подтверждает мысли Уайльда, который место, которое занимает человек в обществе, определяется теми страданиями, которые она может вынести. На примере Дориана Грея автор показывает, как низко может упасть человек, который не ощущает страданий и сочувствие. Анализируя стиль романа, придем к выводу, который произведение насыщен элементами импрессионизма. Для него характерное отображение мировых и цветных тонов, воспроизведение полноты проявлений природы. Импрессионистическое восприятие отображается и в словах главных героев. Лорд Генри замечает, что в истории человечества есть два момента: «Первый — появление в искусстве новых средств выражения, второй — появление в нем нового образа». Произведение Уайльда насыщено элементами тонкого восприятия природы. Роман начинается картиной изображения сада: «Густой аромат роз наполнял мастерскую художника, а когда в саду поднимался пожилой ветерок, он, влетая в открытые двери, приносил с собой то пьянящий запах сирени, то хрупкое благоухание розовых цветов боярышника». Другие элементы стиля определяются самым автором, который заметил, что его книга «перегружена сенсационными событиями и чрезмерно парадоксальная». Первый элемент раскрывается не столько в фантастичности сюжета, сколько в количестве несчастных случаев, убийств, самоубийств и загадочности смерти Дориана. А парадоксальность диалогов автора — это черта всех произведений писателя.
В творчестве О. Уайльда роман «Портрет Дорвана Грея» занимает главное место, так как в нем отображенные эстетичные позиции автора. Этот роман стал своеобразным объединением всех следствий творческого поиска писателя.
Моральные проблемы романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»