• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

В великой литературе тяжело найти случайности. Мастера прозы не придумывают героев, не строят композицию, полагаясь на волю случая. Напротив, литература высокого полета отличается от «дорожных» романов тщательной выверенностью и продуманностью сотворенного мира произведения. И, несмотря на то, что Булгаков не завершил свой роман «Мастер и Маргарита», нельзя считать место действия в романе выбранным случайно.

Итак, события романа разворачиваются в двух городах мира. Первый — город-святыня, узревший живого Бога, — Ершалаим. Второй — город, увидевший живого дьявола Воланда, — Москва. Я думаю, Булгаков намеренно развернул сюжет произведения в Москве.

Столица нашей родины всегда была неким центром, который отражал все, происходящее в стране. Киевлянин Булгаков прекрасно знал и любил Москву, в которой он прожил много лет. Адреса романа проводят нас по местам реальной Москвы.

Недаром сейчас «нехорошая квартира» стала своеобразным музеем одной книги, а вернее, одного вымысла. По каким местам проводит нас писатель? Знаменитые Патриаршие пруды после Булгакова славятся, наверное, именно «появлением» там «иностранца» Воланда. Дом Грибоедова — здание, где помещается возглавляемый Михаилом Александровичем Берлиозом МАССОЛИТ, крупнейшая литературная организация.

В этом придуманном здании Булгаков запечатлел Дом Герцена, где в 20-е годы размещался ряд литературных организаций: РАПП и МАПП , по образцу которых и создан был вымышленный МАССОЛИТ. В ресторане Д. Г. отразились черты не только ресторана Дома Герцена, но и ресторана Клуба театральных работников. Двенадцать членов руководства МАССОЛИТа, напрасно ожидающих в Доме Грибоедова своего председателя, пародийно сравниваются с двенадцатью апостолами, только не христианской, а новой, коммунистической, веры. Погибший Берлиоз повторяет судьбу Иисуса Христа, правда, смерть претерпевает, как Иоанн Креститель, — от усекновения головы. Сцена, когда Коровьева-Фагота и Бегемота не пускают в ресторан Д. Г. из-за отсутствия писательских удостоверений, — это вполне бытовая московская зарисовка реальных событий у того же ресторана.

Булгаковская мысль состоит в том, что противоестественно считать человека способным к творческому труду только на основании его принадлежности к литературной организации. Таким образом, Дом Грибоедова, с расположенным в нем МАССОЛИТом, — злая сатира на это общество, где человека определяют писателем только по наличию у него клочка картона в дорогой коже «с золотой широкой каймой». Наиболее полно тема Москвы и москвичей раскрывается в главе двенадцатой «Черная магия и ее разоблачение», в которой Воланд со своими верными помощниками Фаготом и Бегемотом устраивает в театре варьете сеанс черной магии.

Само собой напрашивается аналогия между этой сценой и библейской притчей об искушении Христа. Дьявол явился в Москву, дабы искусить москвичей и узнать, «изменились ли эти горожане внутренне». Подобно тройному искушению Иисуса Воланд предлагает публике три испытания. Первое — исполнение любого пожелания, результатом которого стала оторванная голова Жоржа Бенгальского.

Впрочем, это испытание москвичи с горем пополам прошли, попросив простить неудачного конферансье. Гораздо сложнее обстояли дела со вторым и третьим искушением, перед которым не смог устоять никто. Полет денежных купюр не оставил равнодушным ни одного человека в зале, а модный магазин, открытый Фаготом, свел с ума представительниц прекрасного пола. Острая сатира этой сцены направлена не только на развратившихся москвичей, жаждущих легкой наживы, но и на современную Булгакову обстановку в торговле.

И действительно, промышленность той поры не выпускала ни приличной обуви, ни мало-мальски приличной одежды. И, хотя Воланд не очень суров с москвичами, все-таки мелочность и стремление к потребительству он наказывает: новые наряды дам таяли в воздухе, как перед этим растаяли на сцене Фагот и Бегемот. Князь тьмы делает вывод по поводу состояния души современных Булгакову москвичей: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны. Из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота.

Ну, легкомысленны…ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…В общем, напоминают прежних…квартирный вопрос только испортил их…» Мне кажется, несмотря ни на что, авторское отношение к Москве и москвичам очень теплое. При этом писатель напоминает нам о самом главном: человек, живет он в столице или в провинции, никогда не должен забывать о своей душе.



Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Другие сочинения по теме:

  1. Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам...
  2. Роль фантастики в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман...
  3. Смысл эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Эпиграф романа Булгакова «Мастер и Маргарита» взят из поэмы Гете «Фауст» неслучайно. Произведение великого немецкого поэта послужило для Булгакова настоящим...
  4. Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В....
  5. Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита Булгаков стал сатириком как раз в то время, кода никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютно...
  6. Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой,...
  7. Роль эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роль эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» …так кто же ты, наконец? — Я — часть той силы,...
  8. Комическое и трагическое в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нужно искать сердцевину, самое глубокое Средоточие человеческого в человеке. М. Булгаков Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение...
  9. Библейские образы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Библия принадлежит всем, атеистам и Верующим, равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский Библия, ее легенды и заповеди на протяжении вот...
  10. Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «…троичность есть наиболее общая характеристика бытия». П. А. Флоренский «Мастер и Маргарита» — Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман...
  11. Сатира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В своем романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков соединяет два плана повествования: философский и сатирический. Первая линия связана с библейским...
  12. «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» К московскому жилищному кризису Булгаков обращался десятки раз. Он написал отдельное эссе «Московские квартиры» и затрагивал эту тему везде, где...
  13. Быт и нравы Москвы 30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М. А. Булгакова. Несмотря на всю мистичность, это произведение можно...
  14. Литературный мир 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — вершинное произведение М. А. Булгакова, над которым он работал с 1928 года до конца жизни....
  15. Тема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Я — часть той силы, что вечно хочет Зла и вечно совершает благо… В. Гете. Фауст Вопрос о том, что...
  16. Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков является гениальным писателем, создавшим много уникальных произведений, одним из которых является роман «Мастер и Маргарита». В этой книге...
  17. Истинные и мнимые ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Так, например, он рассматривает проблему истинных и...
  18. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»… Эти слова из поэмы Ф. Гете «Фауст»...
  19. Оригинальные философские трактовки в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического,...
  20. Сочинение-размышление о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — «лебединая песня» М. А. Булгакова. Он дописывался его слабеющей рукой в 1940 году. Тем не...
« «Молох», анализ повести Куприна
Австриец Адам Райнер »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения