Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
В конце зимы 1824 г. в Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеянное московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый русский дипломат и писатель избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва, которая была просвещенной, воспитала его ум и сердце. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому.
Комедия «Горе от ума» — суровое изобличение того мира, в котором процветают крепостники. Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопрос, поднятые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, Что комедия отличается чрезвычайной реалистичностью. Главное действующее лицо пьесы, даже не Чацкий, что, безусловно, высказывает дорогие автору мысли, а вся Москва, все люди, которые ее населяют. Сначала образ столицы состоит из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского господина Павла Афанасьевича Фамусова. «На всех московских есть особое отражение», — говорит хозяин дома, который умеет давать людям точные характеристики. Действительно, москвиче не похожие на жителей других мост. И в монологах Чацкого и Фамусова представленные описания отдельных людей, которые для читателя олицетворяют общие черты «московских».
Чацкий и Фамусов говорят по-разному. Фамусов — давний, верный член Английского клуба; дядюшка Софии весь свой возраст протанцевал на баллах. Тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой пьесы, — любитель крепостного театра, чей «дом зеленью раскрашен под рощу», но он сам — «толстый, его артисты худые». Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители бросаются набрать детям «учителей полки, числом побольше, ценой подешевле». Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о национальной культуре, «смешивание языков: французской с нижегородской». Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею жителей Москвы. Но это взгляд с одного стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает Фамусов. Мы видим чтимых московских господ, которых молодежь должна считать образцом для наследования. Чацький выкрикивает: «Нет, мир уже ныне не такой». — Но или так это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает противоположное. В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балле в Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд, тема неограниченной власти московских дам.
София — типичная московская панночка, довольно умная, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французских романах. Зубоскал — типичный аракчеевский солдафон, человек, который можно назвать слепым исполнителем воли высшего начальства. Но его образ не только комический. Фамусов — олицетворение «столетие прошлого» во всей его красоте. Он является убежденным приверженцем старых порядков, при этом он уже достиг «степеней известных» и заботится разве что о том, как бы выдать замуж дочь. Все другие дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти «на форели», так как, как он сам признается: Подписано, так с плеч долой. Наверное, единое, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, — в отрицательном отношении к засилью в русской дворянской среде заграничных мод и вкусов. Чацкий на целых три года исчез из русской действительности. Именно за эти три года стихла послевоенная радость и ожидание. И в последнем монологе Чацкий уже кричит, «в любви предателей, во вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, зловещих старцев», которую он увидел в Москве.
Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обвинительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии «Горе от ума» москвичи смогли по-новому посмотреть на все то, что их окружало.
Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»