Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»
Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа «Герой нашего времени». Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видные черты самого автора. Об этом также свидетельствуют близость некоторых моментов этого произведения к основным мотивам лирики Лермонтова. В. Г. Белинский говорил: «Хоть автор и выдает себя за человека, совершенного чужого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним.
И в их взгляде на вещи — удивительное сходство». Для Лермонтова, как и для многих других поэтов и писателей того времени, свобода и воля была основной ценностью, и неудивительно, что именно эта проблема также встает перед героем романа. Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности своего класса делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, вынужден уехать на Кавказ. Вчитываясь в строки романа, невольно вспоминаешь стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия».
В нем лирический герой повествует о своей внутренней неприязни к «стране рабов, стране господ». Он ищет душевного спокойствия и равновесия, которое надеется найти только на Кавказе: Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей. Печорин разочарован в современном мире: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Все эти мысли приводят героя романа только к скуке и равнодушию. Именно это состояние апатии, хандры приводит Печорина к одиночеству, от которого некуда скрыться.
Оно полностью поглощает человека. Самому Лермонтову было знакомо это чувство. В большой мере это проявляется в его стихотворении «И скучно, и грустно…» В нем лирический герой говорит о бессмысленности человеческих ценностей в современном ему мире. Он не хочет любить, ибо «на время — не стоит труда, а вечно любить невозможно».
В душе лирического героя «и радость, и муки, и все так ничтожно». Он не находит утешения даже в мечтах и желаниях, так как они, по его мнению, бессмысленны. Вся жизнь постепенно становится никчемной и глупой: Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг. — Такая пустая и глупая шутка… Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Его скепсис и, конечно же, эгоизм, по моему мнению, результат времени после декабрьского восстания 1825 года. В этот период на смену храбрости и духовной силе пришел нравственный распад, трусость и пошлость. Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья.
И в лирике Лермонтова очень часто встречаются стихи о бессмысленности и жестокости любви и дружбы. В одном из известных лирических произведений поэта, которое называется «Тучи», говорится о жестокости мира, где ценность — «зависть темная», «злоба открытая», «или друзей клевета ядовитая». Лирический герой не может принять такую действительность. Для Лермонтова любовь — это трагедия, душевная боль и вечное страдание.
В стихотворении «Благодарность» поэт благодарит Бога за «томные мучения страстей», «за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов и клевету друзей». Но при этом заставляют задуматься последние строки стихотворения: Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил. Именно в последних словах, на мой взгляд, проявляется истинное отношение лирического героя к своей жизни. Весьма неудивительно название романа Лермонтова, ибо перед нами возникает человек, который был типичен для того времени.
Он сформирован в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять в некоторой степени свою значимость. В стихотворении «Дума» Лермонтов обращается к современному для него поколению и приходит к следующему выводу: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Здесь поэт говорит о никчемности существования целого поколения.
Печорин так же неоднократно приходил к этой мысли, отсюда, на мой взгляд, его небоязнь смерти и даже стремление к ней: «Что ж? умереть, так умереть! Потеря для мира небольшая, да и мне самому порядочно скучно». Но глава романа «Герой нашего времени» «Фаталист» свидетельствует о некой предопределенности, о том, что все в жизни человека происходит по особым законам и нельзя изменить свою судьбу. Лермонтова всегда волновал вопрос, в чем же смысл существования поэта или писателя.
Он всегда соглашался с Пушкиным в том, что художник, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». Но при этом поэт осознает, что правда всегда колит глаза. Именно поэтому в стихотворении «Пророк» он говорит: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Но, несмотря на всю жизненную несправедливость, истинный художник все же следует своему призванию. Написав роман «Герой нашего времени», Лермонтов в первую очередь хотел показать современный ему мир, не приукрашивая его. Мир, который небезнадежен, а еще может измениться в лучшую сторону.
Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени»