МОТИВЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ СТОЛЕТИЯ
Литература XX столетия отмечается стойким вниманием к моральным проблемам, вопросам истории и культуры, положение человека в современном мире. Огромные социальные изменения, которые происходили в XX столетии, принудили многих писателей стать на защиту человека, ее личности, ее гуманистических идеалов. Октябрьская революция 1917 года в России остро поставила вопрос взаимоотношений человека и общества. Наилучшие русские писатели еще в 20-те года осознали опасность нового политического устройства, которое вело к нивелированию человеческой личности.
Антиутопический характер имеют произведения-предостережения А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенальное море». В повести «Котлован» автор символически изображает строение нового общества. Ради счастья будущего сегодня без толку гибнут люди. Герои Платонова одержимые идеей будущего общества, они роют котлован, чтобы возвести Дом счастья, где в будущем будут жить счастливые люди. Ради этой идеи они голодают, страдают от холода и болезней, но не оставляют работу. К строителям котлована прибилась маленькая девочка, ей больше никуда пойти, но «строители будущего» не могут дать совета этой девочке, ее смерть — это предупреждение всем людям, которые будущего без настоящего не бывает, ни одна идея не стража жизни ребребенка. В финале повести Платонов изображает огромную яму, которая зарастает сорняком: это то, что не стало не только Домом счастья, но и котлованом.
В романе Е. Замятина «Мы» изображается будущее общество, построенное на идеях коллективизма и тоталитаризма. Герои произведения не только не имеют личности, но и потеряли имена, отличаются один от другого они только номерами. Замятин показывает, что тоталитарное государство стремится регламентировать личную жизнь, но человек всегда остается человеком. Герой романа влюбляется, и это человеческое чувство становится страшным для целой Системы, которая обеспечивает функционирование этого общества. Замятин показывает, что человек очень слабый перед Системой, но должен и способен ей противостоять. Страх героя перед нарушением норм и правил его общества, перед Системой приводят к трагическому финалу, хотя герой уже этого не сознает (операция на мозгу лишила его воображения, фантазии, а вместе с ними он избавился способности любить).
Во второй половине XX столетия писатели обращаются к проблеме следствий научно-технического прогресса. Экологические нелады, моральные и национальные становятся темами исследования многих писателей. Это и казахский писатель Чингиз Айтматов («И свыше возраста длится день», «Плаха»), и колумбийский писатель Рафаэль Маркес («Сто лет одинокости», «Осень патриарха»), и японский Кобо Абе (» Человек-Сундучок», «Те, что вошли в ковчег»). Эти произведения осуждают зло, жестокость, измену родному народу, его обычаям, стремление подчинить национальные особенности безликим штампам «человека вообще». Писатели используют мифы своих народов, чтобы показать стремление человека, раскрыть самобытность национального сознания, которому технический прогресс, «компьютерный рационализм» причиняют страшный убытки. Главная проблема многих из этих произведений — как соединить личное, национальное и общечеловеческое, как не потерять своеобразность.
МОТИВЫ ВЫДАЮЩИХСЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ СТОЛЕТИЯ