Можно ли назвать «обломовщину» чертой национального характера?
Беспечный и безвольный Илья Ильич Обломов близок и понятен многим читателям. Можно провести параллель не только между Обломовым и его современниками, но и теми людьми, которые родились на свет много позже. Оказывается, в подобном предположении есть изрядная доля истины. Ведь на самом деле русский человек при всем его трудолюбии всегда был очень мечтательным. Молочная река, кисельные берега… Такие мечты получили свое воплощение в русских народных сказках. И люди тщетно пытались отыскать на земле сказочные места, где не нужно работать, а богатство и благополучие приходят сами собой. Именно таков Илья Ильич Обломов. Он способен долго мечтать, упиваясь своим воображением. Но он не может заставить себя сделать хоть что-нибудь, что должно бы превратить мечту в реальность.
Обломову намного проще упиваться своими мечтами, которые на самом деле никогда не осуществятся. Обломов настолько привыкает к своему существованию, что не мыслит о каких-либо изменениях. И эта черта свойственна русскому национальному характеру.
Русский человек удивительно терпелив, он легко привыкает ко всем}’. А любые изменения воспринимает как нарушение покоя и стабильности. Обломов не знает иной жизни, кроме той, которую ведет. И он не обладает даже любопытством, которое могло бы подтолкнуть его к желанию познать что-то новое, увидеть невиданное ранее. Он абсолютно не уникален в своем бездействии, многие читатели находили и по сей день находят в себе удивительное сходство с ним.
Возможно, не один из читателей романа возмущался при мысли, что сто могут сравнить с таким ленивым и безвольным копирование запрещено © 2005 человеком, как Обломов. Ведь меньше всего хочется признавать наличие в себе таких качеств, как нежелание бороться с собственной ленью и апатией, привычка к унылому и беспросветному существованию, стремление больше обращать внимания на мир вымышленный, состоящий из грез «и иллюзий, нежели из реальных событий и фактов. Но внимательное прочтение романа Гончарова заставляет читателя признать очевидное.
Гончаров по-настоящему талантливо рисует образ типичного представителя русской интеллигенции. Умен, образован, но апатичен, безволен и очень ленив. Он и рад бы что-либо предпринять, но всякий раз находятся какие-то причины, которые делают осуществление этого намерения совершенно невозможным. Да, к тому же, намного приятнее рисовать в своем воображении картины переустройства мира, рассуждать об искусстве и культуре, чем приступить к каким-то реальным преобразованиям. Поэтому Обломов так и остается наедине со своими мечтами. И разве не такой же оказывается судьба многих русских интеллигентов?
Нельзя сказать, что Обломову не везет в жизни. Напротив, судьба оказывается к нему более чем милостивой. Детство его было вполне благополучным, он рос, окруженный любовью и заботой родных и близких. И потом, по мере взросления, на пути Обломова встречаются по-настоящему преданные ему люди. Например,
Штольц неоднократно предпринимал попытки заставить Обломова отказаться от апатичного существования. Но все было бесполезно. Обломов всеми своими поступками отталкивает от себя любовь Ольги Ильинской, не сознавая, что, может быть, это и был шанс к возрождению. Обломов словно целенаправленно делает все, чтобы оградить себя от реальной жизни. И это намерение характеризует его не с лучшей стороны. Но, осуждая или оправдывая Обломова, читатель не может не признать, что основные черты его характера так или иначе повторяются в характерах многих людей прошлого и настоящего.
Краткое содержание «Обломова»
В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов — молодой человек лет тридцати двух — тридцати трех, не обременяющий себя особыми занятиями. Его лежание — это определенный образ жизни, своего рода протест против сложившихся условностей, потому Илья Ильич так горячо, философски осмысленно возражает против всех попыток поднять его с дивана. Таков же и слуга его, Захар, не обнаруживающий ни удивления, ни неудовольствия, — он привык жить так же, как и его барин: как живется…
Этим утром к Обломову один за другим приходят посетители: первое мая, в Екатерингоф собирается весь петербургский свет, вот и стараются друзья растолкать Илью Ильича, растормошить его, заставив принять участие в светском праздничном гулянии. Но ни Волкову, ни Судьбинскому, ни Пенкину это не удается. С каждым из них Обломов пытается обсудить свои заботы — письмо от старосты из Обломовки и грозящий переезд на другую квартиру; но никому нет дела до тревог Ильи Ильича.
Зато готов заняться проблемами ленивого барина Михей Андреевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрого». Зная, что после смерти родителей Обломов остался единственным наследником трехсот пятидесяти душ, Тарантьев совсем не против пристроиться к весьма лакомому куску, тем более что вполне справедливо подозревает: староста Обломова ворует и лжет значительно больше, чем требуется в разумных пределах. А Обломов ждет друга своего детства, Андрея Штольца, который единственный, по его мысли, в силах помочь ему разобраться в хозяйственных сложностях.
Первое время, приехав в Петербург, Обломов как-то пытался влиться в столичную жизнь, но постепенно понял тщетность усилий: ни он никому не был нужен, ни ему никто не оказывался близок. Так и улегся Илья Ильич на свой диван… Так и улегся на свою лежанку необычайно преданный ему слуга Захар, ни в чем не отстававший от своего барина. Он интуитивно чувствует, кто может по-настоящему помочь его барину, а кто, вроде Михея Андреевича, только прикидывается другом Обломову. Но от подробного, с взаимными обидами выяснения отношений спасти может только сон, в который погружается барин, в то время как Захар отправляется посплетничать и отвести душу с соседскими слугами.
Можно ли назвать «обломовщину» чертой национального характера?