Мудрость воспитания
Кто из нас не мечтает, чтобы наш ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым и самым мужественным.
Все мы надеемся, что люди будут уважать сына или дочь за трудолюбие и знание дела, за воспитанность.
И сколько надо терпеливого родительского и учительского труда, чтобы Дети вобрали в себя все самое лучшее и выросли такими, какими мы хотели бы их видеть.
«Каждый человек в детском возрасте полностью антисоциален. Он готов на все, лишь бы немедленно удовлетворить свое желание. И только благодаря наказанию и поощрению он учится тому, как гармонично войти сначала в семью, а затем и в общество» .
И, действительно, родившись, дети еще не имеют морали, не могут вести себя в соответствии с общественными потребностями. Всему этому ребенка учат в обществе, прежде всего, в семье.
Существует множество педагогический приемов, и среди них на первом месте стоит известный с древнейших времен прием поощрения и наказания, который является темой сегодняшнего разговора.
Без применения каких либо из форм наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только теоретически.
Однако существуют такие формы наказания, которые не способствуют достижению поставленной цели. С другой стороны, некоторые формы наказаний, хотя и обеспечивают желательный результат, но могут причинить тяжелый ущерб личности ребенка.
Мы, родители, к сожалению, допускаем много ошибок в применении наказаний. Некоторые родители наказывают детей гораздо чаще, чем поощряют.
Взрослых раздражают детское непослушание, проступки, в причины которых они часто не вникают. Между тем, дети лишь в исключительных случаях осознанно и злонамеренно совершают неблаговидные поступки. В большинстве случаев это непреднамеренное поведение.
Ребенка нельзя наказывать за поведение, в котором нет злостного непослушания.
Нельзя от ребенка требовать невозможного. Вы должны быть абсолютно уверены в том, что ваш ребенок действительно в состоянии исполнить то, что вы от него требуете. Никогда не наказывайте за плохую учебу, если видите, что у ребенка просто не получается. Требование невозможного просто загоняет его в безвыходное положение.
Такая ситуация исподволь разрушает эмоциональный аппарат ребенка.
Получая порицания или подвергаясь более крутым мерам, ваши сын или дочь теряют надолго желание учиться, а порой теряют его навсегда. Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания бесполезными. Слова, брошенные как бы между прочим мамой или папой: «Ну какой же ты бестолковый!»- усугубляют неуверенность ребенка. «Меня ругают, значит, я плохой, — думает ребенок, — значит, я ни на что не гожусь».
Большое значение имеет справедливость наказания. Заслуженное наказание должно восприниматься как последствие содеянного. Только в этом случае ребенок поймет смысл наказания и попытается больше не повторять ошибок.
Нельзя наказывать детей лишением того, что необходимо для их нормального развития — прогулок, отдыха, пищи, сна, общения с родителями, родительской любви.
У нас, родителей, не должно возникнуть даже мысли бить ребенка.
Физическим наказанием можно оказать влияние на кого угодно. Но можно ли это назвать воспитанием?
Несмотря на эффективность физического наказания, психологи не рекомендуют прибегать к этому методу. По двум очень серьезным причинам. Первая — чаще всего ребенок будет вести себя хорошо в присутствии человека, который может его сейчас наказать.
В отсутствии же этого человека он может снова совершить проступок.
Вторая причина — это то, что физическое наказание отрицательно сказывается на личности ребенка. Телесные наказания развивают в детях нежелательные свойства характера, а часто и нервные заболевания.
Систематическое применение физического наказания может надломить волю ребенка, превратить его в покорную, изворотливую личность, неспособную выработать собственную независимую позицию и принимать самостоятельные решения.
А может случиться и так, что в ребенке, которого держали в узде физическими наказаниями, в подростковом возрасте, проявится бурный протест. Это проявляется отрицательным поведением. Протест выражается против всего, что скажут или сделают родители.
Английский философ, педагог и психолог Локк считал, что «побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми; эти меры следует применять очень редко, и притом только по серьезным основаниям и лишь в крайних случаях».
Говоря о наказаниях, Локк также советует тщательно избегать поощрения детей посредством награждения их вещами, которые им нравятся: «Когда вы побуждаете делать ребенка что-нибудь полезное, даря ему деньги, или награждаете его, чем-либо другим за утомительное сидение за книгой, когда вы что-то обещаете в виде награды, вы не допускаете только чтобы эти хорошие вещи стали его целью, и разве тем самым вы не поощряете его страсть к этим вещам, не приучаете его видеть в них свое счастье? Так люди неправильно пользуются наградами и наказаниями, чтобы заставить детей проявить усердие в каких-либо занятиях».
Награда — это не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам.
Разумеется, подобное чувство детям хочется подольше удержать и почаще переживать в будущем.
Поощрение как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их.
Под поощрением за школьные успехи нельзя понимать конфеты, футбольный мяч, велосипед, или что-либо другое Лучшая награда для ребят — сознание того, что он принес радость любимым людям.
Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, он не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, будет пытаться обмануть, чтобы избежать наказания. Никакие упреки и наказания не сделают школу привлекательнее для менее одаренного ребенка.
Но если за каждый успех хвалить и ободрять его, появиться надежда, что он будет работать с удовольствием и полной отдачей.
Венгерские психологи Раншбург и Поппер считают, что следует отказаться от всех преподношений за успехи ребенка в учебе, за исключением, пожалуй, книги или иной мелочи, которую ребенок получает в конце года.
Совсем другое дело — подарки. Подарок всегда и при любых обстоятельствах делается ребенку такому, какой он есть на самом деле, — плохому или хорошему. Подарок не должен использоваться в воспитательных целях, он должен служить тому, чтобы родители и дети радовались друг-другу.
Мы отвечаем за своих детей, за их поступки, при этом мы должны охранять его общее благополучие.
Злоупотребляя своей властью, нужно следить за тем, чтобы ребенок не был травмирован. Его будущее счастье и здоровье серьезно зависят от того, как мы используем свой родительский авторитет.
Мудрость воспитания