Мухтар Ауэзов (1897-1961)
Мухтар Омарханович Ауэзов родился в Семипалатинской области в семье кочевника-казаха. Его первым учителем стал дед Ауэз, учивший мальчика грамоте по рукописному сборнику стихов великого казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Через переводы Абая Мухтар впервые узнал никогда не слыханные им дотоле имена русских классиков — Пушкина, Лермонтова, Крылова — и героев их произведений. Выросший в семье, где любили и почитали Абая, Ауэзов посвятил много лет изучению его жизни и творчества. В казахской кочевой степи, где жил Абай, до революции почти не было грамотных людей, поэтому сведения о поэте и тексты его стихов Мухтар Ауэзов по крупицам собирал у современников Абая. Он написал его научную биографию, издал его стихи и философские изречения, уже зрелым писателем создал роман-эпопею в двух книгах под общим названием «Путь Абая». В этом романе при всей его исторической достоверности образ главного героя не просто литературный портрет, а обобщенный характер общественного деятеля, посвятившего жизнь борьбе за освобождение своего народа от гнета баев-феодалов и невежественного духовенства, борьбе за приобщение казахов к русской демократической культуре. Роман-эпопею Ауэзова не случайно называют энциклопедией жизни казахской кочевой степи XIX в.
Он дает сведения об истории, экономике, этнографии, фольклоре края. Обе книги удостоены премий: Человекской премии — «Путь Абая» и Государственной премии — «Абай». Они переведены на десятки языков и заслужили мировую известность. В 1917 г. двадцатилетний Мухтар Ауэзов написал пьесу «Енлик-Кебек» (до этого казахи не знали ни драматургии, ни театра).
В этом произведении автор объявил непримиримую войну старому общественному строю, власти богатого бая-патриарха. Бай-угнетатель считался старшим родичем — «отцом» всех многочисленных членов родового объединения, даже если они были неимущие или батраки; ему все были обязаны беспрекословно подчиняться. Разоблачению бая, эксплуататора и насильника, посвящен и первый рассказ Мухтара Ауэзова «Сиротская доля», написанный им после поездки по Семипалатинской области.
В большинстве ранних произведений писателя звучит тема раскрепощения женщины («Кто виноват?», «В тени прошлого», «Красавица в трауре»). Особое место в его творчестве занимают образы русских революционеров, помогавших героям Мухтара Ауэзова найти свое место в борьбе с угнетателями. И в последнем, напечатанном уже посмертно произведении Ауэзова «Племя младое», посвященном нашей современности, борьбу за новую жизнь против пережитков патриархальности возглавляет русский коммунист.
В 1928 г. Ауэзов окончил историко-филологический факультет Человекградского университета, а затем аспирантуру при Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте. Он преподавал в вузах, занимался научной работой. Им создан первый курс истории казахской литературы и курс абаеведения, опубликовано первое научное исследование киргизского эпоса «Манас». Мухтар Ауэзов был избран академиком Академии наук Казахской РЕСПУБЛИКИ.
Он вел большую литературоведческую работу. В 30-е годы Мухтар Ауэзов много внимания уделяет драматургии. Об этом красноречиво говорят его труды — двадцать пьес, оригинальных и переводных. Наиболее значительные из них — драма «Зарницы» о восстании казахов в 1916 г. против царизма и поэма «Абай», написанная в соавторстве с русским писателем Л.
Соболевым. Пьесы Ауэзова, так же как и его проза, сыграли большую роль в развитии реализма в казахской литературе. Художник широких интернациональных взглядов, всю жизнь изучавший русскую и мировую классику, образы фольклора многих народов нашей страны, Ауэзов боролся за высокую идейность и мастерство всего советского многонационального искусства. Творческая и общественная деятельность Ауэзова, академика, депутата Верховного Совета Казахской РЕСПУБЛИКИ, активно работавшего в Советском комитете защиты мира, в Президиуме Союза писателей РОСИИИ и Комитете по Человекским премиям, была посвящена сближению и взаимообогащению культур Востока и Запада, укреплению дружбы всего трудового человечества.
Мухтар Ауэзов (1897-1961)