«Муза» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Муза» написано в 1821 г, когда юный Пушкин был в южной ссылке. Оно вошло в издание «Стихотворений» 1926 г. в раздел «Подражание древним». Пушкин любил эти стихи, потому что они, по его словам, «отзываются стихами Батюшкова».
Очевидно, речь идет о светлой гармонии стихотворения.
Литературное направление, жанр
Стихотворение, написанное 20-летним Пушкиным, относится к жанру идиллии. Этот жанр, описывающий прекрасную природу и мирную добродетельную жизнь на ее лоне, романтик Пушкин использовал, чтобы раскрыть свое душевное состояние. Романтики считали талант божественным даром, свидетельством богоизбранности.
Тема, основная мысль и композиция
Композиция стихотворения интересна тем, что без названия текст становится ребусом, загадкой. Название стихотворения — «Муза». Но в тексте слово «муза» заменяется местоимением «она», словосочетанием «дева тайная». Загадка еще и в том, какая из муз учила лирического героя в младенчестве. Какая из девяти дочерей Зевса и Мнемозины стала наставницей малыша?
Эрато, муза эротической поэзии, изображалась с лирой в руке, Терпсихора, муза танца и хорового пения, тоже могла держать в руках лиру, Эвтерпа, муза лирической поэзии, держала в руках двойную флейту.
Пушкин атрибутом «своей» музы сделал семиствольную цевницу. Это старинный духовой инструмент, многоствольная флейта, подобная свирели Пана. То есть ближе всего инструмент музы из стихотворения к двойной флейте музы лирической поэзии Эвтерпы, чьим учеником считал себя 20-летний Пушкин.
Если судить по репертуару лирического героя , то муза может быть Полигимнией, правда, эта муза считалась изобретательницей лиры, а не свирели, и изображалась со свитком в руках, ведь она хранила в памяти все гимны богам.
Очевидно, Пушкин умышленно делает образ музы абстрактным, подчеркивая, что «его» муза универсальна, что ему дан дар разнообразных жанров.
Тема стихотворения — природа поэтического таланта.
Основная мысль состоит в том, что талант — божественный дар, что только человек, следующий своему призванию и постоянно совершенствующийся , способен создать нечто божественное.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка парная, рифмы точные.
Тропы и образы
Настроение стихотворения теплое, светлое, свойственное идиллии. Образы стихотворения вневременные. Есть только лирический герой, семиствольная цевница — флейта из тростника, прекрасная мирная природа и сама муза.
Муза называется девой тайной . Ее загадочность подчеркивается портретом: улыбка, локоны на милом челе . Но главная загадка музы — божественное дыхание .
Именно оно оживляет тростник и превращает немую тень дубов в музыку, которая наполняет сердце святым очарованьем .
Муза в стихотворении — аллегория божественного дара, который дается человеку в младенчестве . Вместе с даром человек получает и обязанность, инструмент для тренировок. Семиствольная цевница — это тоже аллегория, знак божественной избранности.
Никто не видит ее в руках у поэта, как никто не видит муз, но долг поэта — всю жизнь играть на цевнице, совершенствуя свои таланты.
Вручив цевницу, муза только слушает, как малыш играет «слабыми перстами» «по звонким скважинам пустого тростника» . Поэт прилежно внимает урокам музы. Но самая большая радость для поэта — редкие моменты награды случайной , когда муза сама играет на свирели поэта.
Молодой Пушкин понимает, что только те стихи гениальны, которые как будто наиграны самой музой.
В стихотворении используются старославянизмы внимать, персты, чело. Возвышенный стиль стихотворения создает гармонию формы и содержания.
«Муза» анализ стихотворения Пушкина