• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cкачать сочинение > Музей Лермонтова

 

Музей Лермонтова

Дом этот уже не раз подвергался перестройкам и совершенно изменил свой первоначальный вид. В настоящее время в нем четыре комнаты и маленький коридор.

Вхожу в первую комнату. В ней два окна, выходящие во двор. На стенах венки, фотографические снимки. В одном углу – икона и небольшой круглый столик; возле столика, на полу, два плоских куска от дерева, росшего при жизни поэта под окном его комнаты и теперь спиленного. Эта комната непосредственно сообщается с другой; та поменьше; ее окно также выходит во двор. У окна ломберный стол; возле него на подоконнике прикреплен клочок бумаги с надписью: “Стол из квартиры княжны Мери (“Герой нашего времени”)”. Рядом, напротив двери, – диван, обтянутый дешевой материей, уже пришедшей в ветхость; на спинке дивана тоже клочок бумаги, гласящий: “Диван из квартиры княжны Мери (Лермонтов. “Герой нашего времени”)”.

В углу, направо от дивана, большое разбитое зеркало; на нем бумажка с пояснением: “Зеркало из квартиры княжны Мери (Лермонтов!.. “Герой нашего времени”)”. На стенах венки.

Разумеется, найдутся посетители, которые не усомнятся в том, что этот стол, диван и зеркало принадлежали, действительно, княжне Мери; верят же в это лица, заведующие домом Лермонтова! Но я не настолько доверчив. До сих пор неизвестно, кто именно послужил прототипом пленительного образа княжны Мери; я полагаю, что княжна Мери – вовсе не портрет какой-нибудь знакомой поэту женщины; вероятно, этот образ он встречал в жизни, в раздробленном виде, и уже силою своего гения уловленные им черты соединил в одно целое, обаятельное. И теперь еще живет легенда, что княжна Мери списана с Эмилии Александровны Шан-Гирей, но она не раз опровергала это мнение.17 Княжна Мери – лицо не реальное; она – мечта поэта! Какое же отношение имеют к имени ее и Лермонтова этот столик, этот неуклюжий диван, это разбитое трюмо? Допустим даже, что княжна Мери – лицо действительное, и что эта старая мебель принадлежала ей; следует ли, спрашивается, хранить эту мебель в Лермонтовском музеe? По моему мнению, – нет. Например, предполагают, что Грушницкий списан с Н. П. Колюба-кина, адъютанта генерала Анрепа; Вернер – не кто иной, как доктор Майер, друг декабристов, сосланных на Кавказ; значит, вещи, принадлежавшие им, тоже могут быть помещены в Лермонтовском доме?!

Мне кажется, что этому дому грозит опасность сделаться складом ненужных предметов, – предметов, замечательных только тем, что ими владели действительные или предполагаемые прототипы героев поэта и его современники. Это не призрачная опасность; в номере “Кавказского Края” (15 июля, 1914 г., № 157), в статье А. П-ва “Лермонтов в семье генерала Верзилина” читаю: “Генерал Верзилин около 7-8 лет был наказным атаманом Терского казачьего войска… Сохранился его мундир. Этот мундир носит изнутри пятна крови от раны, полученной в венгерской кампании Верзилиным, который просил сберечь этот бешмет. Этот мундир поступит в музей, в Лермонтовском домике”.

Две другие комнаты этого домика выходят окнами в сад. В большей, кабинете поэта, два окна; в меньшей – одно. На стенах – портреты Лермонтова, венки. В кабинете, между окнами, письменный стол Лермонтова; налево, в углу, – его кресло. Крышка стола голая, и только в одном месте сохранился едва заметный клочок зеленого сукна.

Я два раза заходил в тихий уголок поэта. При мне посетителей было немного. Сторож дает некоторые пояснения; например, он рассказывал мне, что комнаты, выходящие окнами в сад, когда-то составляли одну комнату; что кресло Лермонтова обтянуто кожей недавно; что под домом, при жизни Лермонтова, находилась кухня, ход в которую был со двора, и т. п. Спросил меня, не желаю ли я расписаться в тетрадке, которая хранится в столе Лермонтова. Достал чернильницу, ручку и тощую тетрадку, сшитую нитками, без обложки. Я не расписался, находя это ненужным, но с любопытством перелистал тетрадь, исписанную почитателями поэта. В тетрадке 40 страниц, из которых уже только две остались чистыми. Первая запись датирована июнем текущего года, последняя – 15-м июля. Разумеется, записей набралось порядочное количество; еще бы, разве не лестно обывателю писать за столом, за которым некогда работал великий поэт!.. Приведу несколько записей, сохраняя орфографию подлинника и опуская имена авторов:

“Был у стола любимого поэта”.

“Учитель N”.

“Священник N”.

“Приятно было быть в том домике, где когда-то жил славный

Поэт”.

“В этом уголке чую генияльный дух Лермонтова”.

“Вечное спасибо гению, провозглашавшему любви и правды

Чистыя ученья”.

“Посетил дорогой домик М. Ю. Лермонтова”.

“Спи спокойно, дорогой поэт!”

“Я был и поклонился незабеному поету и Другу русского

Народа”.

“Да не забудет Тебя, великого поэта, всякий когда-нибудь

Страдавший и видевший горе”.

“Великий! умер Ты, но память о Тебе живет доселе, в мире”.

Мелькают эпитеты “дорогой”, “любимый” и т. п. Конечно, есть и стихи, но они положительно плохи; поэтам не помогло даже то, что они писали за столом самого Лермонтова!

Возникает вопрос: следует ли вести в музее Лермонтова записи такого рода? Неужели тетрадь эта, когда она заполнится автографами посетителей, будет оставлена в доме Лермонтова, а ее заменит новая? Для чего в столе Лермонтова хранить такой хлам? Больше месяца посетители обители поэта упражняются в красноречии, и лица, заведующие музеем, допускают это, и тетрадь с небрежными, безграмотными записями бережется; для чего?! Кому и на что нужны эти “пробы пера”, эта обывательская лирика? Кому интересно знать, что учитель N или священник Z посетили этот дом, что г-ну X приятно было сидеть за столом великого поэта? Если же такие тетрадки не будут сохраняться при музее, то к чему и заводить их?

Домик содержится чисто и бывает открыт утром и вечером.

Среди деревьев, растущих в саду лермонтовской усадьбы, есть, по словам сторожа (он служит при этом домике четвертый год), очень старые, росшие, будто бы, еще при Лермонтове – акация, две груши и орех. Орех – большое, тенистое дерево, ветви которого, невысоко над землей, широко расходятся на три стороны; говорят, Лермонтов любил посидеть на этих ветвях. Орех у основания обложен камнями.

В Пятигорске сохранились еще другие дома, связанные с именем поэта. Я видел дом, в котором произошла ссора Лермонтова с Мартыновым (теперь этот дом принадлежит Е. А. Козьми-ной), и дом Василия Эрастова, – того самого священника, который не пожелал хоронить Лермонтова, скрылся на это время, а потом донес на протоиерея Александровского, принявшего некоторое участие в погребении поэта…

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


Музей Лермонтова

Другие сочинения по теме:

  1. Иллюзорность и театральность в произведениях М. Ю. Лермонтова Занавес присутствует и обыгрывается во многих сценах “Героя нашего времени”. Печорин подглядывает за княжной Мери, и “внутренность” комнаты раскрывается перед...
  2. Сочинение на основе увиденного: Экскурсия в музей Я, как и многие мои сверстники, очень люблю путешествовать. Люблю новые места, новые ощущения, новые впечатления и новые знакомства. Но,...
  3. Экскурсия в Исторический музей (заметка в газету) Недавно мы с одноклассниками побывали в нашем Историческом музее. Сначала я обратила внимание на бивни мамонта, я даже представить себе...
  4. Грот Лермонтова По тропинкам, окружающим площадку Елизаветинского источника, когда-то прогуливались лермонтовские герои. В этих местах завязывались и стремительно развивались описанные в повести...
  5. Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Краткий анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта”. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще...
  6. Лирика Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу Лирика Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как...
  7. Советы о сочинении по биографии Лермонтова Кратко остановимся на задачах и приемах освещения отдельных этапов жизни М. Ю. Лермонтова. Детство в Тарханах. В VI классе вы...
  8. Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. Лермонтова Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова – послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем...
  9. Дух протеста в творчестве Лермонтова Дух протеста никогда не изменял поэту; наоборот, он укреплялся, превращал поэта в фигуру поэта-борца, политическая тенденция в стихах которого определяла...
  10. Тайна у Лермонтова: тайна Печорина Критики писали: “Тайна у Лермонтова – антитеза всеведению, которое ведет к отрицанию смысла жизни”. Мне кажется, к такому отрицанию движется...
  11. Контрольное произведение по творчеству А. Пушкина и М. Лермонтова Цель: развивать письменную связную речь и творческие способности учеников; обобщить и систематизировать знания учеников по изученной теме; воспитывать стремление достичь...
  12. Ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ в 1837 году Ссылка Лермонтова на Кавказ (1837 г.) связана с “делом о непозволительных стихах”, написанных им по поводу трагической гибели Пушкина, затравленного...
  13. Универсум у М. Ю. Лермонтова Космическая парадигма в первой половине XIX века пополнилась именем еще одного поэта, о котором мы уже упоминали, в творчестве которого...
  14. Рабство и свобода – главные антиномии поэмы Лермонтова “Демон” Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключала сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной...
  15. Тип нового издания сочинений Лермонтова В статье о языке Лермонтова указано слишком мало поэтических образов. Жаль, что и в этом изданий ничего не сделано для...
  16. Юношеские пьесы Лермонтова в 1830 и 1837 годах Юношеские пьесы Лермонтова автобиографичны. В 1830 и 1831 годах он написал две драмы: (“Люди и страсти”) и “Странный человек”. В...
  17. Тема Родины и патриотическая тематика в творчестве Лермонтова Новый оттенок в трактовке того же мотива содержится и в известном стихотворении “Выхожу один я на дорогу…” (1841). В нем...
  18. Тема: Основные темы и мотивы лирики М. Лермонтова Гибель, “солнца русской поэзии” Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения – Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия...
  19. Литературный анализ поэзий по лирике Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов – самобытный, яркий, талантливый поэт, сумевший оставить заметный след в русской классической литературе. Его поэзия многогранна и...
  20. Черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова Многие черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова сходны. Это, видимо, чувствовал и сам Лермонтов; он даже преднамеренно, формально связал...
« Почему мне нравится русская поэзия Слуцкого
Драматургія В. В. Маяковського. Традиції й новаторство. Маяковський В. В »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения