Музыка в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» был написан в 1858 году. Сам автор впоследствии отмечал, что «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо выпадал ему на долю.
Главная сюжетная линия романа отражает историю любви главных героев — Лизы Калитиной и Лаврецкого. Можно говорить о преобладании в романе романтического настроения, связанного также с образом старого музыканта Лемма — представителя немецкой романтической культуры. Роман тическое настроение романа создается и поддерживается беспрерывно звучащей со страниц книги музыкой, ведь музыка способна выразить самые тонкие оттенки человеческих чувств и переживаний, раскрыть внутренний мир человека. Музыкой усиливается и оттеняется эмоциональность романа.
Музыку сочиняют сами персонажи, она отражает их душевное состояние в отдельные моменты, передает окружающую их бытовую атмосферу, дополняя красоту природы, усиливая лиризм и общий поэтический колорит романа.
Музыка всегда играла огромную роль в жизни И. С. Тургенева и персонажей его произведений. Но музыка для писателя, точнее, отношение героев романа к музыке — это еще и средство характеристики персонажей, способ выражения авторского отношения к ним.
Фортепьяно в столовой дома И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове. Фото Ю. Кавера
— Какие вам известны средства характеристики персонажей литературных произведений?
Сегодня на уроке мы увидим в действии некоторые из перечисленных нами способов, но в центре нашего внимания будет редкое и непривычное средство характеристики — музыка.
— Знакомство с персонажами начнем с Владимира Николаевича Паншина. Кто он такой?
— Как к нему относятся обитатели дома Калитиных?
— Чем вызвано это отношение?
— Как Тургенев пишет о его талантах? Какое отношение автора к «талантам» Паншина чувствуется в этих словах?
— Как каждый из присутствовавших в доме отнесся к романсу, который исполнял Паншин?
— Кто еще из персонажей романа назвал романс Паршина «премиленьким»? Что мы знаем о ней?
— Все ли слушатели с восторгом приняли романс Паншина?
— Что могло не понравиться Лемму в пении Паншина?
В этом фрагменте Тургенев, характеризуя своего героя, выражает мнение некоторых своих современников. Роман с, как и народную песню, в середине XIX века считали поверхностным и легкомысленным жанром музыки. На такие Сочинения смотрели как на вещи, способные развлечь, развеять скуку. Тексты романсов повествовали о грусти, печали, сердечной тоске, неразделенной любви.
Именно таков романс, исполняемый Паншиным.
— Как вы думаете, почему ему не удалось сыграть бетховенскую сонату?
— Как отношение к музыке характеризует Паншина?
— Найдите в тексте романа оценку Паншина Леммом и Лаврецким . Характеризуя манеру игры Паншина, Тургенев дважды пишет: «Паншин быстро провел пальцами по клавишам» .
Кому из персонажей романа свойственна та же черта?
— Какие стихи, как и почему декламирует Паншин? » — глава 33.) Что хочет сказать Тургенев? Кто из героев романа исполняет музыкальное произведение потому, что оно вошло в Моду?
— Послушаем фрагмент одной из мазурок Шопена. Как эта музыка характеризует Варвару Павловну?
Здесь мы снова встречаемся с понятием «легкая музыка», по Тургеневу. Речь идет о мазурке — народном польском танце.
— Что еще исполняет Варвара Павловна на страницах романа?
Вальс — это бальный танец, долгое время бывший под запретом Церкви и в то время снова входивший в моду. Вальсы австрийского композитора Иоганна Штрауса пользовались в аристократических салонах особой популярностью.
— Послушаем фрагмент вальса Штрауса. Почему именно вальс играет Варвара Павловна?
— Почему она закончила вальс «ариею из «Лучии» Доницетти с ударениями на чувствительных нотках»?
— Какая еще музыка приводила Варвару Павловну в восторг?
Ференц Лист — известный венгерский музыкант — путешествовал по всей Европе, давая концерты в самых богатых и известных салонах. Считалось большой удачей заполучить этого модного пианиста для выступления в доме на званом вечере или балу.
— Перечитайте описание квартиры, найденной Варварой Павловной в Париже. Какие эпитеты повторяются? Что добавляет это описание к характеристике Варвары Павловны?
— Выражает Тургенев свое отношение к Варваре Павловне уже известным нам способом — она, как и Паншин , поет романс. Какой романс и почему исполняет Варвара Павловна?
Неслучайно Варвара Павловна встречена в доме Калитиных так же, как и Паншин: сухо Марфой Тимофеевной, с восторгом — Марьей Дмитриевной, которая сразу заметила, что Варваре Павловне должно познакомиться с Паншиным, который «сочиняет Премило » и «один может ее вполне оценить». И действительно, Паншин и Варвара Павловна обнаруживают родство душ и полное единомыслие . «Собрат» — так обращается Варвара Павловна к Паншину, хвалит его исполнение известным нам эпитетом «прелестно» и предлагает ему спеть дуэтом. Голосом Варвара Петровна владела очень «ловко», Паншин пел «как Настоящий певец» . В дальнейшем мы узнаем, что Паншин не раз навещал Варвару Павловну в Лавриках и «до поздней ночи высокие комнаты дома и самый сад оглашались звуками музыки, пенья и веселых французских речей» (гл.
44). И в конце концов Варвара Павловна «поработила» Паншина, приобретя над ним «неограниченную, безвозвратную, безответную власть» .
Чем объяснить такое ироническое отношение автора к одному из своих героев? Разъясняя подробности замысла своего романа, Тургенев писал: «Я — коренной, неисправимый западник… однако я, несмотря на это, с особенным удовольствием вывел в лице Паншина все комические и пошлые стороны западничества, я заставил славянофила Лаврецкого «разбить его на всех пунктах»». Исходя из этих слов, можно сделать вывод, что Паншин и Лаврецкий противопоставлены друг другу.
Но печально, что Варвара Павловна имела над Лаврецким такую же власть, как и над Паншиным. Он подчиняется капризам жены, покорно отправляясь с ней за границу, узнав о ее измене, тем не менее готов был простить ее, лишь бы снова быть с нею рядом, потом стал равнодушен ко всему, а в конце ему так и не хватило сил порвать с нею навсегда: «Но я вижу: надо покориться… Я сойдусь с вами, буду вас снова считать моей женой…» . Любовь к Лизе встряхивает его, но затем он снова подчиняется обстоятельствам, не сопротивляется своей несчастной судьбе.
Ни западнику Паншину, ни славянофилу Лаврецкому нельзя доверить ни судьбу женщины , ни судьбу России.
— К кому из героев романа судьба была так же безжалостна, как и к Лаврецкому? Что еще объединяет Лаврецкого и Лемма?
Но главное — это любовь к музыке: Лемм «музыку знал основательно», «поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела», «стал бы в ряду великих композиторов своей родины» . Лаврецкий «страстно любил музыку, дельную, классическую» (гл.
21).
Послушаем несколько фрагментов из произведений Баха и одной из кантат Генделя. Как характеризует Лемма его увлечение такой музыкой? Почему именно кантату сочиняет он для подарка Лизе? Чем близка ему эта музыка?
Сравните романс, исполненный Паншиным, с любимой музыкой Лемма. Чем объяснить презрение Лемма к «премиленькому» пению?
— А как Паншин относится к серьезной музыке?
— Была ли еще у Лемма причина для нелюбви к Паншину?
Чувства Лемма проявляются то в угрюмой неловкости, то в музыке, в которой раскрывается его душа. В романе можно выделить два эпизода, когда Лемм выражает свои чувства через музыку .
Выпишем, какими словами характеризует Тургенев в этих фрагментах музыку и ее автора.
Глава 26: «музыка оказалась запутанной и неприятно напряженной», «силился выразить что-то страстное, глубокое, но ничего не вышло», «сгорбился, съежился и отошел».
Глава 34: «дивные, торжествующие звуки», «певучим, сильным потоком струились они», «сладкая, страстная мелодия», «сияла, томилась вдохновением, счастьем, красотою», «величественным движением руки», «повелительно указал», «гордо и строго взглянул», «орлиный взор», «и высоко, и вдохновенно поднималась голова», «преобразившееся лицо».
— Чем объяснить такую перемену в самой музыке и в ее исполнителе?
В этом эпизоде Тургенев воплощает одну из своих заветных идей о том, что красота произведений искусства, могучая сила творчества возвышает человека, преображает его. Чудаковатый, нелепый Лемм становится неузнаваемым, когда творит свою музыку.
Лиза — единственная героиня, чей чудесный образ нарисован с глубокой симпатией и светлой грустью. Лиза появляется в романе в конце третьей главы и на протяжении всей четвертой главы не говорит ни слова. Но у нас уже складывается представление о ней через подарок, какой она получает от Лемма. Что это за подарок?
— Что мы узнаем о кантате из пятой главы? Как этот подарок характеризует Лизу?
— Как характеризует Лемм свою ученицу?
И опять с Леммом согласен Лаврецкий: «С вашей ясной душой», — говорит он Лизе . Чистота сердца и ясность души Лизы проявляются в церкви.
— Кого напоминает Лиза в этом эпизоде?
— Как и все персонажи романа, Лиза знает и любит музыку. Она просит Паншина найти для нее увертюру Оберона из оперы К. М. Вебера.
Карл Вебер — соотечественник и современник Лемма, они даже родились в один год — в 1786-м. Это не случайно, в характере и судьбах этих людей много общего: жизненные трудности, невзгоды, большая работоспособность, трудолюбие. Вебер известен как основатель немецкой романтической оперы, Лемм тоже в глубине души романтик .
Возможно, это он советует Лизе обратить внимание на увертюру оперы Вебера «Оберон», которая славилась красочностью, яркостью музыки. Ведь все, что касалось Лизы, было связано у Лемма с чем-то возвышенным, светлым, романтическим. И эта музыка являлась своеобразным портретом девушки, к которой Лемм испытывал самые нежные чувства.
Но любимый композитор Лизы не Бах, не Гендель и не Вебер, как у ее учителя. Какую музыку дважды исполняет Лиза на страницах романа?
— Послушаем фрагмент из произведений Бетховена. Как любовь к этой могучей музыке характеризует Лизу? Почему именно Бетховена «делает» Тургенев любимым композитором Лизы?
В музыке Бетховена слышны героические, смелые, решительные, трагические интонации. Вся жизнь Бетховена — борьба. Борьба с самим собой, с обществом, с болезнью, смертью.
Лиза тоже боролась с собой, со своим чувством к Лаврецкому. Тургенев подчеркивает таким образом сложный, мучительный, трагический характер выбора девушки между жизнью среди людей и служением Богу.
— Как отнеслась Лиза к спору между Паншиным и Лаврецким о путях развития России? . Как это ее характеризует?
Какую героиню она напоминает в этом эпизоде?
— Почему же Лиза уходит в монастырь? (Не только из-за несчастной любви, но и из чувства долга — гл. 42: «Нам обоим остается исполнить наш долг». Она жертвует собой, отказывается от личного счастья, чтобы пострадать подобно тому, как страдали святые угодники.
И Татьяна отказывается от любви во имя долга. Кстати, первым заметил внутреннее сходство Татьяны Лариной и Лизы Калитиной Ф. М. Достоевский, сказав в своей Пушкинской речи, что Татьяна и Лиза воплощают собой положительный тип русской женщины.)
Есть и иное мнение о причинах поступка Лизы. М. Кучерская считает, что Лиза с самого начала не верила в возможность личного счастья и восприняла «воскрешение» Варвары Петровны как закономерное наказание за отход от любви к Богу, вытесненной любовью к Лаврецкому. Поэтому со смирением и успокоением возвращается она в свою «келейку» («Литература».
2001. № 41).
Откроем последние страницы романа. Через восемь лет Лаврецкий вновь оказывается в доме Калитиных, в котором автор выделяет единственный сохранившийся с тех лет предмет — фортепьяно. Этот слабый, но чистый звук снова напомнил Лаврецкому о Лизе, и роман окончится выражением веры в молодое поколение, которое сумеет найти свой путь к счастью: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы…» В «Дворянском гнезде» Тургенев прощался с прошлым и обращал свой взор к новому поколению, в котором он видел будущее России.
Дочитав роман, мы простились не только с его героями, но и с Россией, которую мы потеряли. Речь о том высочайшем уровне музыкальной культуры, которым обладали представители дворянского общества того времени. Насыщая, пропитывая свой роман музыкой, Тургенев рассчитывал на того читателя, который прекрасно знает, что такое кантата и мазурка, в чем заключаются различия между Бахом и Шопеном и почему не удается Паншину доиграть сонату Бетховена, а романс он исполняет с легкостью и не один раз.
Мы, поколение XXI века, «страшно далеки» от подобного умения понимать классическую музыку, и это нас совсем не украшает.
Как и роман, наш урок заканчивается на грустной ноте, но, чтобы сделать эту грусть светлой, послушаем музыку, написанную на стихи И. С. Тургенева. Ирония судьбы: он, не считавший романс достойным внимания жанром, стал автором слов одного из красивейших русских романсов. Все меняется со временем, может быть, и мы обретем когда-нибудь утраченное?
Алла Борисовна Бабанова, Учитель музыки НОУ СОШ «Образовательный центр ОАО ГАЗПРОМ» ; Ольга Маевская, Учитель литературы
Музыка в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»