«Мы с тобой бестолковые люди» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» было написано в 1851 г. и напечатано в «Современнике» № 11 за 1851 г. Включено в сборник стихотворений 1856 г. В 1865 г. положено на музыку.
Оно посвящено Авдотье Панаевой, жене Ивана Панаева и гражданской жене Николая Некрасова. Молодой Некрасов познакомился с Панаевой в 1845 г., в это время друзья Николай Некрасов и Иван Панаев выкупили «Современник», основанный Пушкиным, и с головой ушли в работу. Роман Некрасова и Панаевой длился около 16 лет, трое их детей умерли, едва родившись.
Авдотья Панаева в момент знакомства с Некрасовым была писаной красавицей, хозяйкой салона. В нее были влюблены многие современники. Некрасова она восприняла как одного из кавалеров.
Больше года писатель доказывал возлюбленной серьезность чувств. Некрасов снял соседнюю с Панаевыми квартиру, а потом они втроем стали жить одним домом.
Панаевым невозможно было получить церковный развод, Некрасова это не беспокоило. Общество осуждало гражданский брак Некрасова. Ивана Панаева такое положение дел, как говорят, утраивало: он был повеса. Некрасов же ревновал Панаеву к мужу.
Скандалили оба с упоением.
Все трое были прекрасными литераторами, плодотворно работали вместе. Панаева была вдохновительницей, музой Некрасова , они в соавторстве написали несколько романов. Панаева на равных с мужчинами работала в Современнике, была корректором.
Некрасов и Панаева часто ссорились, их жизнь была чередованием ссор и примирений, расставаний и встреч. У них были непростые характеры. После ссоры Некрасов часто писал Авдотье стихи.
Они объединены в так называемый «панаевский цикл». Одно из них — «Мы с тобой бестолковые люди».
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» — лучший образец любовной лирики Некрасова. Это не романтическое восхищение совершенствами возлюбленной. Лирический герой обращается к земной женщине.
Она не просто не лишена недостатков, а вздорна, но от этого еще более любима!
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трех строф. Первая строфа — это картинка, описание внутреннего состояния поссорившихся. Она статична, полностью лишена действий .
Это застывшее состояние, которое требует изменения.
Вторая строфа, наоборот, наполнена глаголами. Это обращение к возлюбленной . Лирический герой, употребляя глаголы повелительного наклонения, призывает ее говорить обо всем, что волнует и мучит, сердиться открыто.
Лирический герой считает, что так легче помириться. Замечание, что при этом ссора «скорее наскучит», предполагает, что скандал доставляет героине удовольствие, это обычное ее занятие.
Третья строфа снова статична. Это состояние — ожидание прихода мира, возвращения любви. Единственный глагол в словосочетании «возьмем долю счастья» не предполагает активных действий.
Это своеобразная «философия для ссорящихся». Конфликты лирический герой называет прозой любви, но считает, что именно благодаря им любовь вспыхивает ярче.
Тема стихотворения — ссора и примирение влюбленных.
Основная мысль: ссора — естественный период в отношениях любящих людей. Чтобы примириться, нужно высказать эмоции. Хотя этот момент бывает острым, но тем сильнее чувство любви после ссоры.
Тропы и образы
В первой строфе состояние поссорившихся влюбленных описано с помощью эпитетов: бестолковые люди, взволнованная грудь, неразумное, резкое слово. Синонимы бестолковый — неразумный усиливают осознание вины лирического героя в ссоре.
Все стихотворение строится на метафорах, передающий чувства героев: вспышка готова, облегченье взволнованной груди, душу волнует и мучит, сердиться открыто, легче мир, проза в любви, доля счастья, возвращенье любви и участья.
Некрасов пользуется таким приемом звукописи, как аллитерация. Обилие шипящих и свистящих передает звуки ссоры, сонорные звуки делают повествование более плавным и размеренным, гасят эмоции.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трехстопным анапестом. Рифма женская. Плавность и напевность стихотворения подчеркивают его рассудочный характер, взгляд на ссору как бы со стороны, уже после случившегося.
Стихотворная исповедь — это итог ссоры и попытка примирения.
«Мы с тобой бестолковые люди» анализ стихотворения Некрасова