«Мы тут как в плену»
Фабрика — это не хлеб сеять, не картошку садить. Это задача. М. Горький В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя «Дело Артамоновых».
В нем Алексей Максимович воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего. Для писателя «вчера» и «сегодня» неразрывно связаны: чтобы строить будущее, нужно знать свое прошлое.
Описывая историю семьи промышленника Артамонова, Горький исследует причину распада капитализма в России. На примере трех поколений Артамоновых писатель показывает зарождение и гибель «дела». Илья Артамонов появился в городе Дремове «года через два после воли». Он полон решимости построить фабрику для изготовления льняных полотен.
Энергия этого человека вызывает уважение. Он живет в полную силу: умеет работать, веселиться, любить. Совершенно иное второе поколение: сыновья Петр, Никита и племянник Алеша. Петр — молчаливый тугодум, ему скучно жить и работать.
Если Илья Артамонов относится к делу с азартом, то Петр как бы «несет огромную, непосильную ношу». Никита-горбун, обижен судьбой изначально. Он любит разводить сады, даже на песчаной почве Никита вырастил прекрасный сад. Но «делу» он не хозяин и братьям не помощник. Он предпочитает уйти от проблем жизни в монастырь: «Вот у нас в семье свой молитвенник о грехах наших будет…» — радуется Петр.
Но и в монастыре не находит Никита покоя. Он не верит в Бога, не находит себе дела и занятия по душе. Алексей, племянник Артамонова, служит делу азартно, как Илья. Но Петра пугает ум брата, и он думает, что Алексей «жулик, без совести. Может по миру пустить меня и сам этого не заметит и не из жадности разорит, а просто — заиграется». «Дело», начатое отцом, продолжается его детьми, но, видя их отношение друг к другу, невольно вспоминаешь известную басню: «Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Третье же поколение Артамоновых еще более разобщено, не чувствует «плеча родного».
Илья, старший и любимый сын Петра, не хочет заниматься фабрикой. Он осуждает «старших» за эксплуатацию рабочих. На горькую фразу отца: «Ради тебя я человека убил… может быть», сын оглушительно сказал: «Не одного убили вы, вон там целое кладбище убитых фабрикой». Мирон, сын Алексея, выучившись на инженера, занимается «делом» без задора, по необходимости.
Он больше любит порассуждать о путях развития России. Яков, сын Петра, так же скучает, как и отец. Он чувствует себя пленником семьи и дела. Не видит пользы от своей безрадостной деятельности и так же бездарно гибнет, как и жил.
Один за другим Артамоновы уходят в мир иной, незаметно, легко или мучаясь и страдая. Развал «дела» довершает революция: «…фабрика перестала работать, молодежь, засучивая рукава рубах, бросилась в город… Фабрика опустела, обезлюдела и точно сморщилась под ветром…» Горький увидел и гениально сумел показать, как на протяжении короткого времени усилиями энергичных и волевых людей складывались состояния, укреплялась промышленность, и как легко ее было развалить, взяв в немощные и неумелые руки, выполняя работу без азарта и любви.
В этом, пожалуй, главный «урок» романа «Дело Артамоновых «.
«Мы тут как в плену»