«Мысль семейная» в эпизоде «Приезд Николая Ростова в отпуск»
Семейная тема — одна из ключевых тем в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». На мой взгляд, «мысль семейная», наряду с «мыслью народной», занимает главное место в этой гениальной эпопее. Важно, что именно в семье писатель видит «образец в миниатюре» тех отношений, которые, на его взгляд, должны существовать в обществе.
В своем романе Толстой прослеживает историю трех семей — Болконских, Курагиных и Ростовых. Мы видим, что Курагины для писателя — это «антисемья». Члены этого «сообщества» связаны только внешне, формально, фактически же они чужие друг другу люди.
А вот Болконские и Ростовы — настоящие семьи, где все любят друг друга, чувствуют и ценят свое родство. В семье Болконских более «суровые» отношения — можно сказать, что здесь преобладает мужское, рациональное начало. В семье Ростовых все по-другому: здесь живут чувствами, здесь царит атмосфера любви и взаимопонимания. Мы видим, что Ростовым присущи открытость, естественность, доброжелательность, искренность — отличительные черты «ростовской породы».
Эпизод приезда Николая Ростова с военной службы в отпуск отчетливо раскрывает это. Данный отрывок начинается с описания того, как Николенька Ростов и его друг Денисов едут к дому Ростовых. Толстой подробно описывает мысли и переживания Николая.
Герой всей душой стремится поскорее приехать: «всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней». Николай хочет увидеть родных, по которым безумно соскучился, хочет вновь погрузиться в атмосферу заботы, любви, тепла: «Скоро ли? Скоро ли?
О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики…» Чтобы подчеркнуть взвинченное состояние Николеньки, Толстой описывает поведение его приятеля Денисова, спавшего всю дорогу спал и никак не реагировавшего на восторженно-нервного Ростова. Но вот наконец приятели подъехали к дому. Для Ростова даже сам дом — это живое существо, один из его родственников: «Дом так же стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него».
Николай не может сдержать своего волнения и нетерпения — ему поскорее хочется встретиться с родными, представить им Денисова — «включить» друга в свою семью. Герои входят в дом, где их встречает верный слуга Михайла. Ростов убеждается, что все благополучно, и немного успокаивается. Через несколько минут, встречая любимого Николая, к прибывшим выходит вся семья, кроме старой графини.
Важно, что семья Ростовых в этом эпизоде представлена как единый организм . Тем самым Толстой подчеркивает неразрывность, дружественность и единство Ростовых. Я думаю, то, как встретили Николеньку его родственники, — лучшая иллюстрация к понятию «ростовская порода». Даже, казалось бы, «чужаку» Денисову достался Наташин поцелуй, ведь Денисов — друг Николеньки, а значит, и друг всей семьи. Мы видим, что Ростовы не сдерживают своих чувств, открыто выражают радость и счастье от встречи с Николенькой — всех членов семьи просто переполняют чувства.
Кульминационным моментом эпизода является появление матери Ростова — старой графини: «Все оставили его, и он побежал к ней». Мы понимаем, что мать — главнейший человек в жизни Николеньки, и все признают и принимают это. Мать безумно любит своего младшего сына: «Когда они сошлись, она упала на его грудь, рыдая». Графиня тоже не сдерживает своих чувств, не прячет слез и эмоций. Когда «буря первой встречи» немного улеглась, все собрались вокруг старой графини, наслаждаясь обществом друг друга.
Финальные строки эпизода — «Брат и сестра спорили… и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку» — еще раз подчеркивает любовь и гармонию, которая царит в семье Ростовых. Диссонансом в этой сцене «звучит» лишь Вера, которая произносит холодную и бестактную реплику: «Как, однако, странно, что Соня с Николенькой теперь встретились на «вы» и как чужие». Эта героиня и сама — будто чужая в семье, закрытая и отстраненная.
Таким образом, эпизод приезда Николеньки Ростова в отпуск позволяет Толстому показать отношения в семье Ростовых «в разрезе», «изнутри». Мы видим, что между Ростовыми царит искренняя любовь, которая влечет за собой душевную теплоту, понимание, гармонию. На примере Ростовых писатель рисует образец семьи, любуясь и восхищаясь своими героями.
«Мысль семейная» в эпизоде «Приезд Николая Ростова в отпуск»