Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети»
Новое в школьных программах
В учебникхрестоматию по литературе для 5го класса, переработанный в 2006 году издательством «Просвещение» , впервые включен полный текст стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские Дети». По начальной школе ученикам хорошо знаком отрывок из стихотворения «Однажды, в студеную зимнюю пору…». Полный текст «Крестьянских детей» — сложное по содержанию и композиции произведение, требующее особого внимания.
Индивидуальные домашние задания
Заранее предложим нескольким ученикам подготовить сообщения о детстве Н. А. Некрасова. Учитель предлагает детям карточки с текстами. Задание может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития ученика.
— Пересказать текст, соблюдая стилистические особенности.
— Пересказать текст.
— Прочитать текст выразительно.
Первичное знакомство с текстом
Стихотворение читает учитель. После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Важно прояснить, что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что задуматься; какими словами можно охарактеризовать интонации стихотворения ; что интересного заметили ребята в стихотворении.
Если школьники приучены к подобной рефлексии, то они уже после первого прочтения делают множество наблюдений, что весьма способствует качественному анализу текста.
Анализ стихотворения «Крестьянские дети»
Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.
— Мы уже с вами заметили, что «Однажды, в студеную зимнюю пору…» является частью большого произведения «Крестьянские дети». Подумайте, из каких же частей состоит это стихотворение.
Если ученики затрудняются, поможем им вопросами.
— С чего начинается стихотворение?
— До каких слов идет рассказ об этом?
— Это значит, что со слов после черты «О, милые плуты! Кто часто их видел…» идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?
Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись барина, но постепенно осмелели.
— Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
(Собака рассказчика по кличке Фингал стала выполнять команды не только хозяина, но и крестьянских детишек, и сарай сразу превратился в цирковую арену.
Обширная область собачьей науки Ему в совершенстве знакома была; Он начал такие выкидывать штуки, Что публика с места сойти на могла, Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)
— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.
— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика?
К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?
Важно, чтобы ребята представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные истории, которые приключались с ними в жизни и на охоте. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо?
Чтобы уяснить позицию Рассказчик — слушатели.
Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется.
На доске и в тетрадях можно оформить таблицу. Мы будем заполнять ее по ходу анализа.
— История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения?
Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку, в которой история охотника и детей — самая большая, первая матрешка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец — стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске.
Мы рассмотрим образ дома.
У нас есть стены дома — начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.
Сообщения учеников
Попросим выступить учеников, выполнявших индивидуальные домашние задания. Их сообщения дадут ребятам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения. Сообщения, предваряющие комментированное чтение второй части, помогут учителю направить мысли учеников в нужное русло.
Комментированное чтение
1. Дети читают текст.
О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей; Но если бы даже ты их ненавидел, Читатель, как «низкого рода людей», — Я все-таки должен сознаться открыто, Что часто завидую им: В их жизни так много поэзии слито, Как дай Бог балованным деткам твоим. Счастливый народ!
Ни науки, ни неги Не ведают в детстве они.
— Почему автор называет крестьянских детей «милые плуты»?
— «О милые плуты!» — этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?
— В первом отрывке рассказчик-охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?
Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: «читатель», причем читатель, скорее всего, из привилегированного сословия — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого рода».
Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «…Я все-таки должен сознаться открыто, // Что часто завидую им…»
— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «в их жизни так много поэзии слито»?
— Кого автор называет «балованными детками»?
— Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги // Не ведают в детстве они»?
Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети»