Н. Н. Носов — начало творческой деятельности
Николай Николаевич Носов (1908-1976) прочно вошел в литературу после Великой Отечественной войны. Его книги получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Когда в 1957 году были опубликованы сведения о произведениях, наиболее часто переводившихся на другие языки, оказалось, что книги Носова занимают одно из первых мест. Начало творческой деятельности Носова связано с созданием веселых рассказов для детей, остросюжетных, динамичных, насыщенных неожиданными комическими ситуациями. В центре рассказов характеры фантазеров, непоседливых и неуемных выдумщиков, которым часто достается за их затеи. Во многих рассказах сквозным оказывается один персонаж — Мишка Козлов, объединивший их в цикл «Мы с Мишкой». И в то же время каждый из рассказов («Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Огородники» и др.) не теряет своей самобытной значимости. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование, как правило, ведется от первого лица. Чаще всего это друг Мишки, который не может противиться задорному упорству своего товарища. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии. Весь несложный сюжет рассказа о том, как Мишка и Коля, оставшись одни на даче, варили кашу («Мишкина каша»), насыщен юмористическими положениями, смена которых держит читателя в постоянном веселом напряжении. Мишка — фантазер и искатель; он не просто выпутывается из затруднительных обстоятельств, а увлеченно и энергично борется с ними.
«Действительная причина смешного заключается не во внешних обстоятельствах, ситуациях, положениях, соответствиях и несоответствиях, а коренится в самих людях, в человеческих характерах»,- писал Носов. Художественно достоверно у Носова проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают основные особенности детского восприятия. Совсем не обязательными оказываются развернутые характеристики, прямые и косвенные, чтобы зримо возник образ того или иного персонажа. Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят. В рассказе «Огородники», например, два друга, чтобы получить в поощрение флажок, всю ночь копали, как им казалось, свой участок огорода. Утром, когда все ребята из лагеря принялись за работу, Мишка с Колей прогуливаются по соседним участкам, посмеиваются над товарищами и вдруг видят, что ночью они трудились на чужом участке. В рассказе Носова всегда присутствует воспитательное начало. Это может быть рассказ об огурцах, украденных на колхозном огороде («Огурцы»), о дурной привычке учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что в них — постижение взаимоотношений между людьми. Ребята в произведениях Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), то целый день трудились — «строили снежную горку» («На горке»), то решили сделать каток и «рьяно взялись за дело» («Наш каток»). «Мальчики Носова несут в себе все черты советского человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени»,- писал В. Катаев в предисловии к собранию сочинений Носова. Находки Носова в трудном жанре рассказа для детей помогли освоить по-новому и другой эпический жанр — повесть.
Повесть «Дневник Коли Синицына», написанная в 1950 году, рассказывает о событиях, происходящих в дни летних каникул с Колей и его друзьями. Повествование ведется в излюбленной Носовым манере, от первого лица. «Стиль Носова,- замечает Ст. Рассадин в монографии, посвященной писателю, — приближен к детскому языку вообще, он отражает основные особенности мышления детей, не отличается резкой характерностью, но всегда покоряет своей удивительной первозданностью». Это позволяет глубже раскрыть психологию основного персонажа, показать возникновение нового отношения к окружающему. Мальчик, который сначала пытается жить, не слишком вдумываясь в то, что делает он сам и ребята его звена, постепенно понимает, что совесть — это способность упрекать себя за хвастовство, за незаслуженную похвалу.
Носов подводит читателя-ребенка к восприятию сложных взаимоотношений между Колей и его друзьями. Он оставляет простор для осмысления недоговоренного в диалогах мальчиков, для «домысливания» характеров. Вот один из эпизодов повести «Дневник Коли Синицына»: Павлик, Коля и Сережа после неудачи с роем пчел, которых они упустили, решили проявить твердость и не ходить смотреть пчел у ребят своего звена. Прошло несколько дней, и Сережа с Колей не выдержали. Они захотели пойти посмотреть пчел, пока не вернулся Павлик, который упорно требовал «не интересоваться пчелами». Но подходя к улью, ребята увидели Павлика и возмутились его поведением. «Мы стали спорить, у кого больше твердости — у нас или у него». Достаточно проследить внимательно за развитием диалога ребят, чтобы понять, как умело автор показывает присутствие скрытой мысли, недосказанность, продиктованную сложившейся ситуацией. Ребята, встретив Павлика, обрадовались, что можно не скрываться, что самый «твердый» из них оказался податливее. И вот, пока он, смутившись, не успел найти слов, чтобы оправдаться, товарищи обрушились на него с обвинениями. Павлик же сначала растерялся, но вскоре сообразил, что они здесь оказались неспроста, и перешел в наступление. Тогда-то разговор переключается на отвлеченную и широкую тему — у кого в данном случае больше твердости.
Носов подмечает конкретность мышления детей, опирается на нее и отражает ее в диалоге. Он Помогает читателю сравнить свой, пусть небольшой жизненный опыт с тем, о чем он читает, и делать выводы. Следовательно, писатель должен хорошо знать и читателя, и героя своей книги. Это прекрасно понимает Носов, когда говорит, что детскому писателю «независимо от того, являются его герои взрослыми или детьми, необходимо хорошее знание детей, которые к тому же очень меняются с возрастом». Понимание запросов читателя-ребенка отмечает и другую повесть Носова — «Веселая семейка». Повествование тоже ведется от первого лица, мальчика 11-12 лет. Фантазеры-изобретатели, два друга решили сделать инкубатор. Затея привлекла их своей новизной и необычностью. Постепенно весь класс оказался втянутым в осуществление мечты двух друзей; все ждут, когда же придет двадцать первый день, в который должны появиться цыплята. Носов говорит о необходимости взаимопомощи ребят, о доверии и уважении друг к другу, о стремлении к новому, неизведанному. Воспитательный элемент повести оказывается в органичном сочетании с юмористическим видением событий. Это единство делает многие проблемы доходчивее и привлекательнее для читателя-ребенка.
Н. Н. Носов — начало творческой деятельности