Ответить, на что тратит Печорин свои интеллектуальные «необъятные силы», какие цели ставит перед собой, достаточно просто, если воспользоваться дневниковой записью героя.
Он пишет: «…первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви. Преданности и страха — не есть ли первый признак власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье?
Насыщенная гордость». Это философия крайнего индивидуализма и беспредельного эгоизма. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы», — так пишет он в своих записях. А вот практическое применение этой индивидуалистической философии: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов — вот что я называю жизнью».
Такова позиция Печорина, который ни разу не отступил от намеченного плана. Вот оно, вопиющее противоречие: «необъятные силы» и ничтожные жизненные цели!