На пути к диалогу
Противников сказки оказалось больше, чем ее сторонников. Из их ответов стало ясно: сказка не нравится из-за того, что многое в ней кажется непонятным или неправдоподобным. Не бывает такого, чтобы девочка полюбила мальчика так сильно, что пошла искать его на край света; Дети — имелась в виду Маленькая разбойница — не могут повелевать взрослыми; не понятно, какая связь между историей о Тролле и историей о Снежной королеве; почему Кай сначала ненавидит Снежную королеву, а потом восхищается ей — и так далее.
Признаюсь, услышав эти рассуждения, я улыбнулась и порадовалась: подобные вопросы, только «взрослым» языком, задаю ученикам и я. Значит, говорить мы сможем об одном и том же: почему Герда смогла преодолеть трудности и спасти Кая, какая сила на свете сильнее «силы двенадцати богатырей», кто такая Снежная королева, почему она забирает именно Кая, а не Герду, синонимичны ли понятия «злое сердце» и «ледяное сердце», что такое память, о чем помнят и что забывают герои сказки, чего никогда не должен забывать человек в своей жизни.
Огорчил меня только вывод, которым пятиклассники подытожили свои выступления: мы не понимаем — значит, сказка плоха, неинтересна, не требует чтения и размышления. Конечно, подобное отношение к конкретной сказке и к литературе вообще меня не устраивало, поэтому в оставшееся до звонка время на нескольких примерах из истории и жизни постаралась показать пятиклассникам, к чему приводят нежелание понять и принять чужую позицию, отрицание иного, отличного от твоего взгляда на окружающее. Решили, что будем учиться этому нелегкому умению — слышать и понимать чужое слово.
Договорились, что все вместе — и сторонники, и противники сказки — внимательно прочитаем «Снежную королеву» и попытаемся понять, что в ней сказано, и только после этого вынесем оценку.
Следующий урок мне нужно было направить в более строгое и практическое русло. Поэтому я поставила конкретный вопрос: «Как связана первая глава с основной историей о Кае и Герде?» . Класс разделился на группы, и каждая из команд получила карточку с напечатанным заданием.
На подготовку ответа давалось пять-семь минут, после чего один из членов команды озвучивал общее решение, приводил примеры из книги. Остальные группы могли дополнять ответ, возражать, задавать вопросы. Из высказанных соображений ученики должны были записать в тетради то, что, как им кажется, поможет ответить на главный вопрос урока.
В составлении вопросов я использовала материалы газеты «Литература», методического пособия для учебника под редакцией Коровиной; в скобках после вопросов приведены ответы учеников, необходимые пояснения.
Вопросы и задания по первой главе
Какое зеркало изобрел Тролль? Опишите «свойства» этого зеркала. Чем оно отличается от зеркальца из «Сказки о мертвой царевне»? Свои слова подтвердите примерами из книги. (Если в сказке Пушкина зеркальце «говорит» правду, показывает истинное положение вещей, то в «Снежной королеве» зеркало Тролля отражает только злое и уродливое, во всем добром и прекрасном, что отразилось в зеркале, проступает некрасивое. Зеркало Тролля приносит в мир зло: его отражения как бы воплощаются и становятся реальными вещами и людьми.
Зеркало царицы, как кажется ученикам, тоже творит зло: из-за его слов царевна чуть не погибла в лесу, а потом была отравлена. Но без труда можно заметить, что и царица умирает тоже после слов зеркала. Значит, дело вовсе не в нем. Вспомним, как про смерть царицы сказано у Пушкина, от какой «тоски» она умирает. Какие еще события в сказке происходят «из зависти»?
Если бы зеркальце досталось в приданое царевне, как бы она отреагировала на слова о том, что живет на свете царица, которая немногим уступает по красоте самой царевне? Отвечая на эти вопросы, пятиклассники понимают, что «правда», которую отражает зеркальце, сама по себе нейтральна и только воля человека делает ее «злой» или «доброй», направляет ее к счастью или несчастью других людей. Зеркало же Тролля не оставляло человеку, который видел в нем себя или других, никакого выбора.) «Теперь только можно увидеть мир и людей в настоящем свете!» — говорят ученики Тролля. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде», — _____________ автор.
Сравните первое и второе высказывание и вставьте на месте пропуска подходящее слово: говорит, отвечает, вторит, возражает, повторяет вслед за ними. Объясните свой выбор. Что такое для Тролля и его учеников «настоящий свет»?
Приведите необходимые примеры из книги. В чем заключался замысел Тролля? Что отражалось в зеркале, когда ученики несли его на небо?
Почему оно кривлялось больше, чем на земле? К земле или к небу была обращена отражающая поверхность зеркала? Почему зеркало раскололось?
Свои слова подтвердите примерами из книги. (Тролль хотел посмеяться не только над людьми, но и над тем, кто создал их по своему подобию. Ученики несут зеркало на небо, чтобы — кто? — увидел в нем себя или свой труд искаженным и посрамленным, а значит — побежденным в вечной борьбе добра и зла. Зеркало не могло вместить и исказить абсолютное добро, которое для Андерсена, как для христианина, воплощено в Боге.
Поэтому зеркало выскальзывает из рук учеников Тролля и разбивается. Интересно рассмотреть иллюстрации к этому эпизоду: на некоторых из них «зеркальная» поверхность обращена не к небу, а в сторону земли, на некоторых зеркало несут вертикально. И в том, и в другом случае получается, что зеркало Тролля кривлялось тем больше, чем больше добра и красоты оно «видело», не важно, где добро и красота сосредоточены: на небе — в едином божестве, на земле — во всех людях.) Какие свойства большого зеркала сохранялись в его осколках?
В чем, на ваш взгляд, больше зла: в большом зеркале или в маленьких осколках? Почему? Можно ли считать, что человек совершает зло, если он «замечает лишь дурные стороны вещи»?
Свои слова подтвердите примерами из книги. Почему сердце, в которое попадает осколок, становилось ледяным ? Как вы понимаете слова «ледяное сердце»? Каков человек, у которого сердце ледяное? У кого из героев этой сказки сердце ледяное, у кого — горячее?
Свой ответ подтвердите примерами из книги. Вспомните сказки, в которых действуют герои с ледяным сердцем, горячим сердцем, без сердца. В какой сказке ненастоящее сердце стало настоящим — горячим? Почему это произошло? Как вы себе представляете учеников Тролля?
Мог ли обычный человек стать учеником Тролля? Чему учились в школе Тролля? Какие предметы там преподавались?
Какие правила были установлены?
Вопросы и задания по второй главе
Кто такие Кай и Герда? Как они живут? Какие отношения между взрослыми и детьми в семьях Кая и Герды? Почему автор делает своих главных героев бедняками ? Когда мы читаем сказку, важно ли нам знать, какой герой: бедный или богатый? Каким «богатством» обладали Кай и Герда? (Вспоминая сказки, где на сцену выведены богатые и бедные герои, еще раз убеждаемся, что в сказках бедность и доброта, щедрость оказываются противопоставлены богатству и злости, жадности; истинное богатство в сказках не материальное: умение помогать, жалеть, любить, решимость, упорство, трудолюбие.
У Кая и Герды «богатством» была их любовь друг к другу, богатством был розовый куст, который как бы символизирует в сказке дружбу мальчика и девочки, — не случайно слова о розах помогают Герде в ее испытаниях, а в сказке Е. Шварца, написанной им по мотивам андерсеновских произведений, розы умирают, когда сердце Кая становится ледяным, и оживают, когда он возвращается домой.) Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Как отреагировал Кай на этот рассказ? С какой интонацией он произнес свои слова?
Как они характеризуют Кая? Почему бабушка «перевела разговор на другое»?
Иллюстрация Владислава Ерко (сайт
На пути к диалогу