На сердце скорбь, мой покой уже не возвратится
Сочинение раздумье по материалам трагедией «Фауст» и поэмой «Екатерина». По школьной программе за 9 класс. Тема любви и измены — одна из ведущих в мировой литературе. Нередко путь к счастью был полит слезами отчаяния, так как ради любви жертвовали даже ценнейшим — жизням. Основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и ученый, Вольфганг Гете в истории с культуры оставил свой след прежде всего как поэт. В итоговом философском произведении-трагедии «Фа уст» художник изложил свои раздумья о смысле жизни, который он усматривал в действиях у имени человека. Трагедия «Фауст» — это страстное прославление влечения человечества к знанию, истине, путь поиска которой объединен с трагическими ошибками. Трагедия приоткрывается «Прологом на небе», где сталкиваются два философских взгляда. Спор Бога с Рафаэлем о достоинстве человека, о ее возможностях и смысле существования заканчиваются согласием Господа на эксперимент, который Рафаэль собирается провести с доктором Фаустом. Много литераторов XVIII столетия обращалось к теме обесчещенной и покинутой девушки. Но только Гете поднял эту тему на уровень настоящей трагичности. такая девушке получила художественное воплощение в трагедии «Фауст» — высочайшем достижении поэтического наследия немецкого художника.
Его Гретхен, простая и искренняя, сызмала придерживается жизненных правил и превыше всего любит свою мать. Будучи единой опорой в семьи, девушка опекается большинством хозяйственных дел: самая прибирает в доме, готовит пищу, шьет и моет. Она работает легко и с упорством, делает все так, как велят обычаи. Маргарита искренне верит у Бога, посещает собор, каждую неделю исповедуется. Сложная жизненная ситуация, в которой оказалась набожная и искренняя Гретхен — рождение внебрачного ребенка, смерть матери и брата, разлука с любимым, осуждение со стороны соседей ее привела ее к сумасшествию, разрушила молодую жизнь. Не судилось и Екатерине найти счастье в любви. Бедная девушка и ославила своих родителей, нанесла им тяжелого оскорбления. Под давлением человеческого осуждения они выгнали дочь из дома, и молодая женщина с новорожденным на руках пошла мир за глаза, не надеясь разыскать любимого, не надеясь на его любовь и ласку. На руках ребенок. Вышла из села — сердце млеет… Печальными были ее странствования, но, как и каждая любящий иметь, Екатерина думала не о себе, а о том, что будет с сыном, оплакивала его тяжелую судьбу безотцовщины.
Невеселые думы не давали покоя и Маргарите. Она понимала, что никому во всем мире нет к ней дела, которые ее грех некогда не даст покоя. Она уверена, что Божий суд не простит ее, так как этому греху нет прощения. Рафаэль считал, что душа девушки навек погибла, но Бог простил ее, и голос с неба ответил Духу Зла: «Спасенная!» Возможно, что раскаяние именно и спасло ее душу.
Так, Фаусту судилось многое подвергнуть испытанию, одолеть разнообразные соблазны, чтобы найти себя, осознать собственную величие и призвание. Ученый-Энциклопедист, разочарованный, обращается к магии. Глубокое отчаяние Фауста, которого не могут удовлетворить схоластические теории, приводит его к ощущению душевного опустошения. Рафаэль также имеет энциклопедическую образованность. Рафаэль живет без иллюзий, без надежд и без веры. Его волнует смысл человеческого бытия, собственный опыт и переживания. Но он соглашается отдать душу Рафаэлю, когда перестанет искать, удовлетворится тем, что имеет. И дьявол принимает это условие. Соблазна реальной жизни, молодость, любовь…
Фауст не устаивал против чар любви, но Маргарита не смогла дать ему ощущение безграничного счастья. Бремя вины за утерянную жизнь любимой ложится на Фауста. На склоне своих лет герой приближается к воплощению своего идеала: высший смысл бытия он видит в служении людям, в вечном влечении к знанию, в поисках совершенства. Трагедия «Фауст» написана Гете не об одном человеке, она посвящена современному и будущему человечества, его бедам, надеждам. Это произведение является отображением вечного спора Фауста и Рафаэля, добрая и злая, которые живут в каждом из нас. Только в работе и вечному поиске возможное развитие и усовершенствования человека, без него наступает духовная смерть — вот, наверное, один из главных выводов бессмертной трагедии.
На сердце скорбь, мой покой уже не возвратится