На всех московских есть особый отпечаток
А. С. Грибоедов родился в Москве, вырос здесь, окончил Московский университет и даже написал свою бессмертную комедию в Москве. Он хорошо знал московское дворянское общество, его нравы, обычаи, порядки. Это позволило ему в своем произведении реалистически показать московское дворянство. «Горе от ума» — это сатира на общество крепостников.
В комедии осмеяны все стороны его жизни, подвергнут критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Эти и другие черты московского общества были показаны благодаря столкновению Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным. Представители московского дворянства лишены каких-то гражданских мыслей и интересов.
Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники, Грибоедов показывает людей, которые стоят у власти, занимают высокое общественное положение. Служба для них — лишь источник доходов, средство получить незаслуженные почести. Так, например, Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч — долой». В обществе московских дворян не скрывается тот факт, что «служащие чужие очень редки: асе больше сестрины, свояченицы детки».
Московское дворянства также характеризует полное примирение с жизнью, удовлетворенностью ею. Они принимают окружающую действительность, потому что она сохраняет их права и привилегии. Поэтому фамусовское общество объединяется против Чацкого, который является представителем прогрессивной части дворянства, так как он критикует их образ жизни. Московское общество косно. Оно не приветствует просвещение, образованность, считая, что «ученье — вот чума, ученость — пот причина» появления новых, враждебных им взглядов.
Представители московского дворянства защищают те времена, когда считалось в порядке вещей менять крепостных на собак, отнимать детей у родителей, Представители московского дворянства унижают достоинство простых людей, считая их «чурбанами» и «ленивыми тетерями». Для них характерно грубое обращение с низшими по чину людьми, но сами они готовы льстить и Пресмыкаться перед теми, кто чином повыше. Именно эту черту можно проследить у Фамусова, который задумал выдать Софью за будущего генерала Скалозуба. Ему важно, что Известный человек, солидный, И знаков тьму отличья нахватал, Не по летам и чин завидный, Не нынче, завтра — генерал. Несмотря на то, что по понятиям московского общества Скалозуб занимает высокое положение, он очень ограниченный человек, живущий мечтой о получении генеральского чина без особых трудов.
Следует отметить, что люди, сначала имеющие свободолюбие, независимость суждения и взгляды, попадая под власть фамусовского общества, вынуждены расстаться со своими былыми взглядами и убеждениями. Это ярко показано на примере Платона Михайловича Горича, который, лопав под власть жены и влияние фамусовского общества, стал «мужем-мальчиком, мужем-слугой». Важное значение в пьесе имеет образ Софьи. Несмотря на хорошие задатки ее натуры, Софья не сформировалась еще как цельный человек. Фамусовское общество загубило ее ищущую и страстную натуру.
Еще одна особенность дворянского общества Москвы — это ее преклонение перед иностранцами и иностранным. Этой теме посвящен монолог Чацкого «Французик из Бордо…». Нелестной характеристикой московского дворянства является душевная черствость, страсть к сплетням. В изображении московского дворянства Грибоедовым мы не можем не заметить сильно выраженное критическое начало: московское дворянское общество представлено в негативном свете. Нельзя заметить и тени сочувствия, душевного благородства у приглашенных на бал к Фамусову, когда они рассказывают друг другу сплетню о сумасшествии Чацкого.
Никто по-настоящему не верит в это, но все единогласно решили, что он сошел с ума, слишком уж он не вписывается в их круг, е их размеренную жизнь. Таким образом, Грибоедов воссоздает картину быта, жизни, нравов барской Москвы первой четверти XIX века, рисует типические характеры фамусовского общества, дает реалистическое изображение основного столкновения между «веком нынешним» и «веком минувшим».
На всех московских есть особый отпечаток