Начало развития драматургии в начале 30-х годов
В годы развернутого социалистического строительства перед драматургией встали сложные задачи. Предстояло не только осмыслить новые конфликты и нового героя, но и воплотить осознанное в такие формы, которые наиболее полно отвечали бы тенденциям современной действительности. Разные творческие установки художников обусловили многочисленные дискуссии и полемику тех лет на страницах специальных журналов и газет, на совещаниях, конференциях, диспутах. Основными проблемами, при решении которых скрещивались различные мнения, были: традиции и новаторство, герой драмы, реализм и романтика, композиция драматургических произведений, жанры и т. д.
На Первом съезде советских писателей ряд докладов (Н. Погодина, А. Толстого, В. Киршона) был посвящен итогам и перспективам развития отечественной драматургии. Вопрос вопросов — это создание образа современника, характера психологически убедительного, глубокого, несущего людям планеты правду нового мира.
Большое воздействие на творчество драматургов оказали теоретические выступления М. Горького и его художественная практика. Трезвый и точный анализ состояния драматургии был дан писателем в статье «О пьесах» (1933). Не случайно именно в этой работе содержались и четко сформулированные некоторые общеэстетические принципы совмещения социального и национального, классового и общечеловеческого при изображении характера. Это было необходимо потому, что именно в драматургии чаще, чем в иных родах искусства слова, замечалось отступление от реалистических способов лепки художественных образов, сильнее ощущалось господство плакатно-упрощенных приемов.
Высказывания Горького, нередко суровые, но справедливые, положительно воздействовали на развитие советской драматургии, на повышение ее идейного и художественного уровня. Творчество писателя подтверждало правоту его теоретических посылок. Безупречная социально-историческая детерминированность характеров, последовательное раскрытие конфликта, продуманная композиция, строго индивидуализированный язык персонажей — все это свидетельствовало о большом искусстве Горького-драматурга, придавая особый вес и авторитет его суждениям. Пьесы «Егор Булычов и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), 2-я редакция «Вассы Железновой» (1935), созданные на материале жизни общества начала века, казалось, не были созвучны эпохе социалистического строительства. Однако поставленные в этих произведениях проблемы краха буржуазной идеологии, веками устоявшегося уклада и неотвратимости нового были воплощены с такой силой жизненной правды и убедительностью, что неизбежно приобретали значение эталона, художественного образца.
Начало развития драматургии в начале 30-х годов