Над какими этическими проблемами побудил меня задуматься роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?
Прочитан роман. Перелистано последнюю его страницу, но тревожное чувство, вызванное чтением романа «Преступление и наказание», не оставляет меня, так как проблемы, которые поднимает автор произведения Федор Михайлович Достоевский, не могут оставить равнодушной никакого человека. «Преступление и наказание» — один из выдающихся произведений мировой литературы и вместе из тем — один из проблемных. Писатель начал работу над романом в очень сложное время конца 60-х годов, когда Россия вступила в переходную эпоху. Общественное движение шестидесятников шло на спад. В стране поднялась волна правительственной реакции. Лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские восстания придушенны. Старые идеалы исчезли, а другие еще не родились. Никто ни во что не верит, а, тем не менее общество продолжает и идти. Положение все более становилось худшим и усложнялось тем, что социальные противоречия, которые раздирали дореформенную Россию, еще больше заострились. А крестьянская форма толкнула страну в мучительную ситуацию двойного кризиса. Не вылеченные крепостные язвы усложнились новыми, буржуазными. Возрастало смешение духовных ценностей, смешались представление о добре и зле. Вот в такой душной атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности появились первые симптомы цельной болезни, которая позднее принесет огромные беды и страдание человечеству в XX столетия. И огромной заслугой Достоевского было то, что он одним из первых в мировой литературе поставил социальный диагноз этой болезни и вынес ей моральный приговор.
Писатель видел, что пореформенная ломка разрушает вековые достояния общества, удаляет человеческую индивидуальность от культурных традиций, исторической памяти, авторитетов. Личность будто выпадала из системы культуры, теряла и попадалась в зависимость от новейших идей, которые охватывали общество. Федор Михайлович понял, что за внешнюю привлекательность математически проверенных идей приходится иногда рассчитываться кровью, еще и к тому чужой. И можно лишь испытывать удивление, как автор романа сумел предусмотреть конфликты, которые позднее постигли человечество. То, что казалось современникам писателя «фантастическим», подтвердилось судьбами следующих поколений. Читая роман «Преступление и наказание», нельзя не задуматься над серьезными проблемами, поставленными автором в произведении.
Что представляет собой человеческая жизнь? В чем заключается его ценность? Что такое благосостояние? Правомерно ли его получить путем преступления? Может ли принести счастье такое благосостояние, пусть не только для себя, а и для других обездоленных, покой и моральное удовлетворение, счастье? Можно ли пойти на компромисс с собственной совестью? Могут ли быть люди «высшими» и «низшими»? А или могут «лучшие с людей» распоряжаться жизнью других? Может ли быть оправданным «убийство по совести»?
Такие вопросы можно ставить и ставить, но ответ на них есть в романе «Преступление и наказание». Человеческая жизнь — наибольшая на земле ценность. И ни один из людей не может распоряжаться жизнью — своим или тем паче чужим. «Не убей!» — твердить одна из христианских заповедей. «Убийство — это страшное преступление», — доказывают юридические законы. И никто не должен переступать эти законы. Перед кем угодно можно оправдаться, совершив преступление, но только не перед своей совестью, которая станет перед тобой ночным укором, а жизни превратится на мучение, навсегда потеряв смысл. И один небольшое преступление не загладится тысячами добрых поступков. Но этого сначала не понимает главный герой произведения — студент Родион Раскольников. И теория его испытает поражение. Наблюдая русскую жизнь, раздумывая над отечественной и мировой историей, Раскольников решил, что исторический процесс и всякое развитие осуществляются за счет страданий, жертв и даже крови, что все человечество делится на две категории. Есть люди, которые бездеятельно принимают любой порядок вещей — «твари дрожащие», и есть люди, которые могут поднимать моральные принципы и общественный порядок, принятый большинством — «сильные миру этого».
Великие личности, творцы истории, Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Развитие общества осуществляется за счет «тварей дрожащих» наполеонами. А поделив людей на две категории, Раскольников задается вопросом, к которому же разряду принадлежит он сам? «Тварь я дрожащая или право имею?»
Убийство старой ростовщицы — это самопроверка героя: или выдержит он идею и право сильной личности на кровь, или есть он избранным, исключительным человеком, Наполеоном? Вынашивая идею в своем болезненном сознании, о роли властителя (Наполеона и спасателя (Христос)) одновременно идет раздвоение личности героя. Вместе с тем его привлекает идея «сверхчеловека», которой все дозволено. Но совершив убийство, он превращается в обычное уголовное преступление эта, которому потом не дает покоя совесть, совесть. Он понимает, что не может жить среди людей, и в тот же время человеческого общения ему бракует: своим преступлением он будто отрезал себя от людей. Изо всех сил он теперь старается возвратить утраченные духовные связи. И теория его «сильной личности», которая оправдывает прав убивать, испытает полного краха. Убийство человека не могут оправдать, по моему мнению, философские или психологические основы. Счастье в самом лишь благосостоянии, комфорте тоже нет: его можно достичь лишь верой, настойчивой работой Счастья в том, чтобы все отдав, ничего не требовать для себя. Достоевский же считал, что счастье может прийти к человеку через страдание.
Роман Ф. Достоевского «Наказание и преступление» был написан 1866 году, но актуальным он остается и сегодня, так как затрагивает важные морально-этические проблемы, которые волнуют нас и сейчас и обойти которые невозможно. Мы живем сейчас в довольно сложном миру. Преступность в стране, к сожалению, возрастает — об этом свидетельствует статистика. Нарушением законов юридических и моральных некоторые дельцы и сейчас на пытаются улучшить свое благосостояние. Мир корысти и расчета омрачает им ум. И забывают они, что деньги и власть — это только временное. Это не настоящие человеческие ценности. В наше время также снова начинает приобретать значительное распространение и теория «сверхчеловека», созданная Ницше. Но давайте посмотрим в наше недалекое прошлое — года гитлеризма, сталинизма. Я бы некогда не хотела, чтобы эти года возвратили назад. И как хорошо, что в мировой литературе есть это произведение Достоевского «Преступление и наказание», который доказывает нам необходимость соблюдения моральных законов, хотя и не все это произведение воспринимают одинаково.
Давайте же будем более человечными, добрыми. Пусть сердце наше станет открытым радости, добру, взаимопониманию. «Красота спасет мир», — писал Ф. Достоевский. Пусть же в нашей жизни этой красоты будет больше. В жизни, в человеческих отношениях.
Над какими этическими проблемами побудил меня задуматься роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»?