Направление литературного образования
Программа школьного предмета литературы строится на основе сочетания искусства слова с литературоведческой наукой, призванной раскрывать его закономерности, родниковые истоки и богатства. В центре программы для каждого класса, с четвертого (пятого) по одиннадцатый включительно, а пропедевтика — с первого, как и с дошкольных заведений, — содержатся подобранные в соответствии с вековыми, психологическими возможностями детей выдающиеся по своим идейно-художественному значению произведения писателей. В то же время, на определенных этапах учебы программа предусматривает усвоение научно обоснованного и четко определенного круга историко — и теоретико-литературных знаний, формирования умений и навыков, связанных с чтением, анализом и оценкой художественных произведений, овладения литературным языком, углубления в стиль писателя.
Курс литературы в средней школе программа делит на два этапа: первый — 5-8 классы); второй — 9-11 классы. Такое разделение предопределено образовательно-воспитательными заданиями предмета, вековыми особенностями учеников, их познавательными, психологическими, умственными возможностями. Предыдущий — курс пропедевтики — курс чтения в начальных классах призванный научить детей не только читать, но и воспринимать художественные произведения чувством и сознанием, уважать книжку, любить литературу.
В 5-8 классах программа предусматривает чтение и изучение отдельных образцов устного народного творчества, ряда произведений новой и новейшей литературы.
Задание первого этапа литературного образования — продолжать начатую в 1-3 (1-4) классах работу с полным переключением ее на материал художественной литературы, развивать у учеников углубленный и стойкий интерес к книжке, пониманию искусства слова, любовь к творениям человеческого ума и сердца, стремления, к красоте и ощущению ее влияния на внутренний мир человека, на человеческие взаимоотношения. Для достижения программа требует формировать навыки быстрого, свободного и сознательного выразительного чтения, элементарные умения анализа произведения, углубления первичного восприятия и осознания художественной сущности образов.
Принцип построения программы для 5-8 классов — тематически хронологический, с постепенным переходом к историческому. Это способствует систематизации знаний, осознанию связи литературного творчества с общественной жизнью, художественных картин — образов — с конкретными событиями и людьми; пониманию реальности отображения жизни, воссоздания исторической действительности; раскрытию значения произведения для нашей современности.
Для этих классов в программе подобраны такие произведения, которые привлекают внимание учеников к общественной жизни, его идейных, моральных и эстетичных проблем, к событиям и образам, что их волнуют, расширяют, углубляют жизненные впечатления, формируют эстетичные принципы и художественные вкусы.
По программе для 6-7 классов ученики готовятся к восприятию произведений на историко-литературной основе и изучения общественно художественного процессу в 9-11 классах. Отличительные черты программы для этих классов: хронологическое размещение писателей и произведений, построенное на принципе историзма, более выразительно связывается с историей общества и литературы; приемы и методы работы с более сложным материалом приближаются к требованиям систематического курса старших классов.
В 9-11 классах программа вводит последовательное чтение и изучение выдающихся художественных произведений на историко-литературной основе, с раскрытием творческой характеристики писателя и обзором этапа развития литературы в связи с общественной жизнью.
Такое построение способствует более глубокому осознанию роли художественной литературы в жизни народа, определению ее места в духовном развитии человечества. Вводя систематический курс литературы в старших классах, программа определяет два вида тем — монографические и обзорные. Каждая монографическая тема предназначается для одного из величайших писателей и направляет на изучение одного или нескольких образцов его творчества Обзорная тема содержит общую характеристику определенного этапа развития литературы в связи с общественной жизнью, или же ознакомление с литературной деятельностью писателя без текстуального изучения его произведений и критических статей к ним.
Сочетание в программе для старших классов монографических и обзорных тем дает возможность не только ознакомить учеников с самыми характерными художественными произведениями, раскрыть жизненный и творческий путь ряда самых выдающихся писателей, и показать их место в общем процессе развития общества и литературы, выяснить значение их творчества для того времени и нашей современности, и глубоко осознать их воспитательную роль.
Включая текстуальное изучение одного или нескольких произведений писателя, монографическая тема бывает, по большей части, двух видов. В одном из них текстуальный анализ предусматривается как многоплановое, детальное рассмотрение произведения, его образной системы, идейно эстетичной и моральной проблематики, авторской позиции, жанровых, композиционных, стилистических и языковых особенностей. Так рассматриваются «Мария» Уласа Самчука «Тигроловы» Ивана Багряного «Маруся Чурай» Лины Костенко. Основную черту монографических тем составляет сочетание в них биографии или обзора жизненного пути писателя с характеристикой его творчества и анализом одного или нескольких важнейших произведений. Такое сочетание обеспечивает более ясное осознание связи жизни и деятельности художника с его творчеством и более глубокое осмысление анализируемого произведения — основного компонента программы.
Направление литературного образования