• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

 

Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного героя — народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы. Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.

Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказки построен ее «Пролог», из сказок заимствован зачин , встречаются и сказочные формулы: Шли долго ли, коротко ли, Шли близко ли, далеко ли… Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок. Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впервые ввел близкий к народному белый стих в эпопею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе. Так создает Некрасов «стиль, отвечающий теме» — теме борьбы за народное счастье.

Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоречивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зерна протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним.

Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая категория крестьян — люди, безнадежно отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов. Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы.

Вот характерный рассказ: Слыхал ли кто из вас, Как бунтовалась вотчина Помещика Обрубкова, Испуганной губернии, Уезда Недыханьева, Деревни Столбняки?.. В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о страхе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась!

Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить народные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянской революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и решительные поступки свидетельствуют о революционной направленности поэмы. В легенде «О двух великих грешниках» выражена идея революционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа.

Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя. Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделяется Яким Нагой. Он — защитник интересов народа и выразитель тех настроений протеста, которые зреют в крестьянской массе. Яким — плоть от плоти крестьянских низов. Выразителен его портрет — портрет человека, словно выросшего из земли, связанного с ней кровными узами.

Выразительны и его фамилия-прозвище, и название деревни, где он живет — Босово. Яким побывал в городе, где искал справедливости и пострадал от неправедных судей. Он мужик грамотный, любознательный, и хоть мы видим Якима «пьяненьким», «убогоньким», но какой силой, каким высоким достоинством веет от него, когда он выступает за оскорбленное крестьянство! Он говорит о народе с любовью и болью, с великим гневом против его поработителей: У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…

Здесь голос автора сливается с голосом крестьянина. Образ грозовой тучи — это образ революции, той бури, которую призывал поэт, восклицая: Грянь над пучиною моря, В поле, в лесу засвищи!.. Во многом похож на Якима Нагого Савелий — богатырь святорусский. Роднит их протест против общественной несправедливости, раздумья о судьбе крестьянина, любовь к родному народу-труженику.

И вместе с тем Савелий — своеобразная, необычайно яркая фигура. Яким внешне тщедушен, неказист, а Савелий и в сто лет богатырь. За убийство управляющего, кровопийцы Фогеля, он провел двадцать лет на каторге, двадцать — на поселении и все не смирился. В его мыслях о крестьянстве глубокая, выстраданная мудрость. Савелий свято верит в богатырскую мощь народа, но видит с болью, что все силы народные уходят на бесконечное терпение.

Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася? Под розгами, под палками По мелочам ушла! — тоскует Савелий. В образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся народное сознание: Савелий видит причины зла, он утратил столь характерную для патриархального крестьянства веру в Божью помощь и в доброго царя. Он уже понимает, что не смирением, а топором надо добывать волю.

Но видя, как бесконечно долго сносит народ розги и цепи, Савелий и сам временами начинает проповедовать терпение, безропотную веру в мудрость Бога. Некрасов раскрывает противоречивость народного сознания, борьбу между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит? Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы…

И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия: Недотерпеть — пропасть, Перетерпеть — пропасть. Бунтарский дух Савелия остался жить в сердце Матрены Тимофеевны: Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!.. — говорит многострадальная крестьянка.

Не покорность судьбе, не «тупое терпенье», а боль и гнев выражены и в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни: По мне обиды смертные Прошли неотплаченные… В словах этих нет ни тени христианского всепрощения и смирения. Напротив, здесь мысль о том, что за обиды нужна расплата.

Но Некрасов верен исторической правде. Копится гнев крестьянский, однако сохранилась и привычная вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. И все же Матрену Тимофеевну спасает собственная душевная сила, воля к жизни.

Не зная, как добиться правды, она готова дойти до царя, обращается с жалобой на старосту к губернатору. Она не склоняет головы и перед грозными начальниками, перед которыми «крестьяне надрожалися». Несчастная мать говорит от лица всего народа: В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести, На шее — нет креста!

Рассказ о крестьянке Корчагиной приводит нас к мысли: если и в женщине, самом обездоленном и забитом существе, зреет душевная гроза, значит, возможно и близко революционное переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми: В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Однако поэт не идеализировал народ, зная, что не все сердца устояли против растлевающего влияния рабства.

Но если перед теми, кто сохранил благородство, волю к борьбе, поэт преклоняется, то о рабах и холопах он говорит с горечью и презрением. Лакей Ипат из главы «Последыш» счастлив своим холопским званием. Он и слышать не хочет о воле. Захлебываясь от умиления, он вспоминает об издевательствах своего господина, называя его «князюшкой», а себя «рабом последним». Автор дает Ипату меткую и злую оценку: «холуй чувствительный».

Такого же раба встречаем мы и в главе «Счастливые». Это лакей князя Переметьева. Поэт иронизирует над его представлением о счастье: лакей причисляет себя к счастливым, потому что был у своего барина «любимым рабом», болел «благородною болезнью» — подагрой, лизал барские тарелки. Ненависть к холопству, к рабьему терпению — одна из характер-пых черт нравственного облика революционеров-демократов.

Это чувство разделяет народ. В рассказе «Про холопа примерного — Якова верного» дворовый человек барона Синегузина выражает народную точку зрения: Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания. Тем им милей господа. Однако история Якова отличается от истории Ипата или лакея князя Переметьева.

Верный холоп господина Поливанова не выдержал издевательств и, хотя бы собственной смертью, отомстил барину. Оказывается, даже нравственно изуродованные, вконец забитые рабы, доведенные до крайности, способны протестовать. Некрасов понимает, что именно калечит души людей.

Если в среде народной встречаются холопы, безгласные рабы и предатели, то «всему виною крепь»: крепостное право развратило подневольных людей, наложило на них страшное клеймо рабства.



Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Другие сочинения по теме:

  1. Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо»; Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н. А Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  2. Народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином… Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова...
  3. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы...
  4. Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Над своим произведением «Кому на Руси жить хорошо» Николай Алексеевич Некрасов работал многие годы, отдав ему часть своей души. И...
  5. Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское...
  6. Тема: — «Сердце народное» в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма » Кому на Руси жить хорошо » не...
  7. Фольклорная основа поэмы Н. Л. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Открывается книга. Повествование начинается замысловатым зачином, былинной присказкой. Некоторые нарочито упрощенные, приближенные к народным слова неожиданно складываются в замысловатый узор....
  8. Как отвечает Некрасов на вопрос, поставленный в названии поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Отвечая на вопрос, поставленный в заглавии поэмы — «Кому на Руси жить хорошо», — Некрасов создает образ разночинца, «народного заступника»,...
  9. Жанр поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов назвал » Кому на Руси жить хорошо » поэмой. Однако она в жанровом отношении не была похожа ни на...
  10. Сочинение на тему поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...
  11. Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана автором как эпохальное произведение, благодаря которому читатель смог бы познакомиться с обстановкой...
  12. Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Этот лирический текст — отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему...
  13. Песня как основная форма рассказа поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов, как бы освобождаясь, ломает весь свой «былинный» стих, которым многие годы писалась поэма «Кому на Руси жить хорошо», и...
  14. Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Величайший памятник русской народной жизни XIX в. — поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась Николаем Алексеевичем Некрасовым в течение...
  15. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» — широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу,...
  16. Композиционная форма поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Заслуживает особого внимания вопрос о первом «Прологе». В поэме есть несколько прологов: перед главой «Поп», перед частями «Крестьянка» и «Пир...
  17. «Народные заступники» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Тема «народного заступника» проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме «Кому на Руси жить хорошо»....
  18. История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить...
  19. Приемы и средства типизации поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Приемы и средства типизации сложны и разнообразны. Из широкого многообразия жизненного материала поэт тщательно отбирает наиболее характерное, то, что способно...
  20. «Кому на Руси жить хорошо» анализ поэмы Некрасова В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых...
« Сочинение Могут ли враги стать друзьями?
Сочинение по пословице Гнев твой враг твой »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения