• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина

 

Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки в конце 1860-х годов. Его можно считать новатором, потому что, сохраняя главные особенности жанра, писатель старался приблизить его к современности. Фантастическая основа сказки позволяла в гротесковом, гиперболическом виде показать действительность. А эзопов язык и различные фольклорные иносказания создавали широкий простор для авторской иронии. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» показаны два социальных слоя, два противоположных общественных лагеря — власть и народ.

Они уже давно живут в противоречиях: первые решили, что они главные и последние должны им во что бы то ни стало подчиняться. Прибегая к помощи иронии, сплетая реальность с фантастикой, автор заостряет проблему социальной несправедливости в своем произведении. Первый общественный лагерь — власть — в сказке представляют два генерала. Они всю жизнь «служили… в какой-то регистратуре». Они очень ограничены, потому как в той регистратуре генералы «родились, воспитались и состарились».

Автор правильно подмечает, что генералы «ничего не понимали». Что вообще можно понять тем, кто сидит всю жизнь в одной комнате и ничего там не делает, а из слов знает одни только канцелярские выражения? Вполне закономерными стали последствия их деятельности: «упразднили регистратуру за ненадобностью.» Реальность теперь уступает место сказочному сюжету, и генералы, жившие в недалеком прошлом на реальной Подьяческой улице, волей автора оказываются на нереальном необитаемом острове. Каковы же их первые действия? Сначала герои заплакали.

Вряд ли они уверят нас этим поступком, что они — «настоящие мужчины». Плачущие генералы в ночных рубашках… Ничтожный вид, недостойный таких титулованных особ! Салтыков-Щедрин с иронией описывает их: один генерал говорит сквозь слезы: «Ежели теперича доклад написать — какая польза из этого выйдет?» Да уж, теперь-то точно никакой пользы не выйдет! Но приносило ли это занятие пользу вообще когда-нибудь?

Между строк мы читаем, что нет: власть должна заниматься, прежде всего, реальными делами, приносящими пользу народу, а уж потом писать об этом доклады. Но получается, к сожалению так, что доклады пишутся в первую очередь, а о настоящих делах генералы все как-то забывают. Итак, на необитаемом острове герои оказались лишены привычных условий. Ни кофейку им готового, ни булочки, ни жареных куропаток.

Какого же было их удивление, когда они узнали, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плывет и на деревьях растет»! Генералы в дикой среде быстро превращаются в животных: «…в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились.

Полетели клочья…» Стать такими им оказалось довольно просто, потому что внутри они были хуже, чем звери. Они ничего не знают: «Стали искать, где восток и где запад…, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.» Они ничего не умеют: «Попробовал полезть — ничего не вышло, только рубашку изорвал.» Завидев в лесу толпу рябчиков и зайцев, генерал чувствует, что его «начинает тошнить». У него и в мыслях нет попробовать кого-нибудь поймать самому — ведь он привык, что за него это делает кто-то другой. Не только к физическому труду генералы неспособны, в интеллектуальной деятельности они тоже не далеко ушли: «Как, например, думаете вы, отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот?» Из «пропитания» отправившийся на поиски провизии генерал приносит только старый номер газеты «Московские ведомости».

Но даже этот печатный орган дворянской реакции не может найти более важного предмета обсуждения, чем то, где и какие проходили парадные обеды и фестивали. Самой важной и насущной проблемой для дворян оказывается еда, вся их политика не выходит за пределы собственных интересов. Генералам автор имен не давал, чтобы ярче показать их типичность.

Но они все-таки различаются, у каждого есть и индивидуальные характеристики. Разница между ними состоит в степени их интеллектуального развития и умственных способностей: если один просто глуп, то другой еще более невежествен и беспомощен. Это превосходство автор объясняет заведомым абсурдом: тот, кто поумнее, был таким, потому что когда-то служил учителем каллиграфии в школе военных кантонистов. Как будто искусство писать красивым почерком прибавило ему ума! Но все-таки надо было писателю кого-то «озарить вдохновением»!

Придумал этот учитель каллиграфии спасти положение с помощью мужика — он бы выручил несчастных генералов, сделал бы все то, что не по силам «лагерю власти». Спасителя они нашли — и тот бескорыстно помог им выйти из «безвыходной» ситуации, М. Е. Салтыков-Щедрин в создании образа мужика использовал гиперболу. Это был «громаднейший мужчина», который сумел научиться «в пригоршне суп варить» и смастерить корабль, да «не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.» Гиперболичность сочетается со сниженными деталями: «хотел было дать от них стрекача», «брюхом кверху», «острый запах мякинного хлеба и кислой овчины».

Это показывает нам, в каком положении находился народ по отношению к власти: он был как бы запуган, его приучили подчиняться. Но главное, что мужицкие старания — это проявления истинно человеческих качеств, таких, каких нет у генералов. Именно он, мужик, является созидателем жизни.

Автор иронически замечает, какая награда достается мужику за этот нелегкий труд. Во-первых, генералы несправедливо называют его «лежебоком», «тунеядцем», который «от работы отлынивает». А во-вторых, за все старания генералы отблагодарили мужика всего лишь «рюмкой водки и пятаком серебра» — как будто больше тому для счастья ничего не нужно. Такая награда является антитезой богатству, которое генералы получили в казначействе: «сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать!» Это в очередной раз показывает нам, как не соответствуют человеческие качества и поступки социальному положению.

Высокие по чину генералы глупы, не знают жизни, ничего не делают и при этом получают большие деньги. А народ, который трудится изо дня в день, успевает содержать фактически и себя, и своих генералов, народ, без которого земля была бы необитаемым островом, остается ни с чем. Итак, скрываясь за сказочным сюжетом, М. Е. Салтыков-Щедрин изобразил в своем произведении вековую социальную несправедливость, несправедливость власти по отношении к народу.

Средствами гротеска он подчеркивает никчемность ее виновников и возвышает над ними пострадавшую сторону — народ.



Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Другие сочинения по теме:

  1. Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова Щедрина «»Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Творчество М. Е. Салтыкова Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу,...
  2. Краткое содержание «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Два легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и...
  3. Образы генералов в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили...
  4. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил краткое содержание Салтыков-Щедрин М. Е. Два легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там...
  5. Краткое изложение Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил М. Е. Салтыков-Щедрин Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Два легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом...
  6. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ Произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» было написано известным русским писателем Михаилом Евграфовичем Салтыковом-Щедриным в 1869...
  7. Как один Пятница двух Робинзонов прокормил О литературных подтекстах «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина Цикл сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина...
  8. Народ и господа в сказках М. Салтыкова-Щедрина «Сатиры смелый властелин». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры, можно смело отнести и...
  9. Народ в сказках М. Е. Салтыкова-щедрина Сочинения по литературе: Народ в сказках М. Е. Салтыкова-щедрина Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его «Сказки», которые подводят итог...
  10. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сатиры смелый властелин… А. Пушкин Продолжатель традиций Фонвизина и Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свое великое сатирическое дарование борьбе с...
  11. Народ и «пустоплясы» в сказка Салтыкова-Щедрина В форме бытового сюжета народная пассивность обличается в самой миниатюрной «сказке-притче» «Кисель». Образ «киселя», который «был до того разымчив и...
  12. Есть ли в комедии М. Е. Салтыкова-Щедрина «Смерть Пазухина» хоть один положительный герой? Комедия «Смерть Пазухина» написана в 1857 году, в период создания Салтыковым-Щедриным «Губернских очерков». Уже в ноябре 1857 года это произведение...
  13. Жанровое многообразие Салтыкова-Щедрина: романы, хроники, повести Произведения Салтыкова-Щедрина при всем их жанровом многообразии романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы сливаются в одно огромное художественное полотно. Оно...
  14. Народ и власть Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым...
  15. Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д. И. Фонвизина,...
  16. СКАЗКИ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ САТИРА Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобождение русского народа, критикуя в своих...
  17. Народ и власть в поэтике Пушкина Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое...
  18. Сказки Салтыкова-Щедрина — вид сатиры Сатиры смелый властелин. А. Пушкин Салтыков-Щедрин — один из своеобразнейших писателей русской литературы. Его творчество направлено на обличение пороков общества....
  19. Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество,...
  20. Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина? «Сатиры смелый властелин». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры, можно смело отнести и...
« Юрий Милославский, или Русские в 1612 году краткое содержание
Краткое изложение Ифигения Жан Расин »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения