Народность поэзии Некрасова
Когда я думаю о долге художника, о его честности перед временем и перед собой, перед Родиной и перед народом, я прежде всего вспоминаю о Некрасове. И. Рыленков Поэзия Н. А. Некрасова была знамением нового времени — смены дворянского периода освободительного движения разночинским. «Кнутом иссеченная муза» Некрасова — это доля порабощенного народа, чья ненависть, чьи муки уже сгущались в грозовые тучи неистовых крестьянских волнений. Обращаясь к Родине, и Пушкин и Лермонтов видели национальное величие русского народа, его историю, славу боевых побед, подвиги великих мужей, наконец, простор русских степей, с детства знакомую и неповторимую природу.
Для Некрасова в понятие Родины входил прежде всего трудовой народ, крестьянин — кормилец и защитник земли Русской. Поэтому патриотизм поэта был органически связан с антидворянским протестом против угнетателей мужика. Для Некрасова, как и для его друзей и единомышленников — Чернышевского и Добролюбова, крестьянство было носителем революционной силы, способной взорвать ненавистную крепостническую систему. Некрасов был поэтом крестьянской революции, таково было его «новое слово», с которым он вошел в русскую поэзию. Положение крепостного мужика, насущные его требования — вся эта жестокая проза превратилась под пером Некрасова в материал высокой поэзии.
Мужик стал главным героем Некрасова. Муза Некрасова, «муза плачущая, скорбящая и болящая, всечасно жаждущая, униженно просящая», муза «мести и печали» — родная сестра простой крепостной женщины: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную, Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» 1848 г. Какова позиция Некрасова по отношению к народу?
Прежде всего, это любовь и сострадание к нему, глубокое сочувствие его тяжелой судьбе. Суровая правда, боль за человека слышатся в стихотворении «В дороге». Бесхитростными словами рассказывает поэту ямщик о своей жене — крепостной, получившей образование, а потом по прихоти барина выданной за простого мужика. В этом рассказе — трагедия живой загубленной души.
Много стихов посвятил Некрасов судьбе простой русской женщины: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля — с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. «Мороз, Красный нос» Народный поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и восславил тип «величавой славянки»; он скорбел о ее судьбе, но и восторгался, гордился ее красотой, нравственной силой: В игре ее конный не словит, В беде не сробеет — спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет! «Мороз, Красный нос» Недаром на похоронах Некрасова впереди процессии шли две крестьянки в полушубках и несли венок с надписью: «От русских женщин». Мрачные картины жизни простого народа рисует Некрасов в стихотворениях «Несжатая полоса», «Плач детей», «На Волге», в цикле стихотворений «О погоде» и многих других. Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать, Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться — Но зачем идем мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: Встретит нас забота и нужда’. Там, припав усталой головою К груди бедной матери своей, Зарыдав над ней и над собою, Разорвем на части сердце ей… «Плач детей» Ненависть поэта к самодержавию, скорбная любовь к Родине, забитым и страдающим людям труда, осуждение покорности народа и непоколебимая вера в его силы звучат в стихотворении «Размышления у парадного подъезда».
Именно поэтому царская цензура не пропускала это стихотворение в печать пять лет, а Герцен, опубликовавший его в «Колоколе» в I860 году, писал: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». В этом стихотворении, осуждающем покорность народа. и зовущем его проснуться, выражается взгляд революционера-демократа Некрасова на народ: Где народ, там и стон… .. Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил — Создал песню, подобную стону, И духовно навеки почил?..
Некрасов в своих произведениях опирается на устное народное творчество и в то же время выступает как продолжатель традиций Радищева, Пушкина, Гоголя, реалистически изображавших народ. Использует он и достижения И. С. Тургенева, создавшего в «Записках охотника» яркие типы людей из народа. Стихотворения поэта «Орина — мать солдатская», «Катерина», «Калистрат» и другие раскрывают духовный облик крестьянина. В своих произведениях о народе Некрасов выделяет народное трудолюбие, внутреннюю и внешнюю красоту, великое терпение, ум, смекалку, выносливость, широту души, доброту, тягу к знаниям, способность к бунту, с одной стороны, с другой — темноту, религиозность, холопство отдельных крестьян, привычку к рабству. Тему народного труда поднимает Некрасов в стихотворении «Железная дорога».
И здесь он выступает как революционер-, демократ. По мнению генерала, описанного в стихотворении, народ — варвар, скопище пьяниц; по мнению же автора, народ — главный создатель всех материальных и духовных ценностей. Более того, поэт зовет к действию, деятельности против угнетателей, верит в будущее народа, который Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе.
Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывая ненависть к угнетателям народа. Существенно новым было то, что поэт, обращаясь к народу, указывал ему путь к освобождению.
Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.
Народность поэзии Некрасова