Народные Легенды «О Звездном Возе», «О Ветре», «Об Огне»
Цель: исследовать через содержание легенд «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне» реальные и фантастические элементы человеческого поведения, черты характера, давние представления о добре и зле, их роли в жизни человека; формировать навыки выразительного чтения, пересказа легенд близко к тексту; воспитывать положительные черты характера, любознательность. Оборудование: Разные издания народных легенд, иллюстрации к ним.
Тип урока: Урок-исследование.
Пустынное пространство,
Как душа без мифа.
Лина Костенко.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Расскажу вам о прошлом, Что уже мхами поросло, Что, потомками забыто, За водой поплыло. Перед вами древние Пройдут волнами времена, Из могил к вам отзовутся Наших предков голоса…
Строки стиха известного украинского поэта Александра Олеся звучат словно от лица каждого, кто стремился донести к читателям дух далекого времени.
Еще с давних времен люди стремились понять, откуда появился мир, почему ночь сменяет день, от чего бывает ветер, как возникает дождь.
Древние люди старались объяснить эти явления могущественными сверхъестественными силами богов и духов, которым все подвластно в мире. Так появились мифы и легенды.
II. Актуализация опорных знаний.
Что называется легендой?
Игра «Познай легенду».
Ученики слушают отрывки из изученных на предыдущем уроке легенд, называют их.
А черт жил где-то так в домах, где жил. Так Бог пришел к черту да и повел черта к Днепру, чтобы нырнул и вынес песок в руке… (Легенда «О создании земли»). Когда пришло солнце, то оно разделось и повесило свои ризы да и пошло в дом. Сестра, увидев, что солнце повесило ризы, быстро побежала к брату, который едва не умер от жары… (Легенда «Почему бывает печальное Солнце»). III. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. IV. Постановка проблемной задачи.
Выяснить роль добра и зла в жизни человека.
V. Осознание и восприятие учебного материала.
1. Выразительное чтение легенды «О звездном Возе» учителем и учениками. 2. Беседа по смыслу.
Какое несчастье случилось с людьми в неизвестном крае? Какие черты характера имела девушка? Какие моменты свидетельствуют об образовании звездного Воза?
3. Выразительное чтение легенды «О ветре» учителем и учениками. 4. Cловарная работа по смыслу текста. 5. Беседа по смыслу.
Кто мешал хозяину сеять зерно? Как повел себя человек с ветром? Как ветер отомстил хозяину за его поступок? Какая главная мысль этой легенды?
6. Выразительное чтение легенды «Об огне» учителем и учениками. 7. Беседа по смыслу.
— Какие символические образы появились в вашем воображении?
8. Работа над иллюстрациями к народным легендам (метод «Микрофон»).
VI. Осмысление учебного материала.
1. Ток-шОу «Я так думаю» (по проблемной задаче, поставленной в начале урока).
Дети высказывают собственные мысли относительно проблемной задачи и обсуждают на уроке.
2. Тестовая работа по изученному материалу.
1) Сколько звезд вылетело из перекинутого кувшина?
А) Семь;
Б) шесть;
В) восемь.
2) Какой рисунок образовали звезды?
А) Лодки; б) телеги; в) медведя.
3) Что символизировала малая звезда?
А) Душу девушки; б) душу собаки; в) душу больного.
4) Хозяин рассердился из-за того, что ему мешал сеять зерно?
А) Ветер; б) дождь; в) снег.
5) Когда начался пожар?
А) Ночью; б) утром; в) днем.
6) Какая тема объединяет эти легенды?
А) Так необходимо жить, чтобы никому зла не совершать;
Б) доброе имя — лучшее богатство;
В) никто не знает, что его в жизни ждет.
VII. Итог урока
Какая легенда вам больше всего понравилась? Какому герою вы хотели бы подражать? Почему? Какой вывод вы сделали для себя, исходя из этого урока?
VIII. ДОмашняя задача.
Выразительно читать и пересказывать легенды «О звездном Возе», «О ветре», «Об огне». Инсценировать любой отрывок из легенды (на выбор учеников). Подобрать пословицы, созвучные с содержанием легенд.
Народные Легенды «О Звездном Возе», «О Ветре», «Об Огне»