Одним из лучших произведений русской литературы 19 века, без сомнения, является «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. Над поэмой автор работал в течение пятнадцати лет, но так и не завершил работу. В этом произведении Некрасов показал послереформенную Русь. Он создал поистине «народную книгу».
Именно этим, по моему мнению, и объясняется своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Интересна сама композиция поэмы. Еще в прологе автор знакомит читателя с семью крестьянами из разных деревень, названия которых свидетельствуют о жизни бедняков. Сюжет поэмы схож с народными сказами о поисках счастья и правды. Все люди, встречающиеся на пути у мужиков, — разные.
В первой части герои встречаются с людьми, которых можно было бы считать счастливыми. Но вскоре выясняется, что их счастье совсем не в том, что нужно странникам. Уже во второй части поэмы Некрасов повествует о крестьянке Матрене Тимофеевне и ее горькой судьбе. И читатель, вместе с героями-правдоискателями, убеждается, что «не дело — между бабами счастливую искать!» Далее рассказывается о помещике и его «житье-бытье» в России после отмены крепостного права.
Заключительная же часть поэмы подводит своеобразный итог всему произведению и называется «Пир на весь мир». Только здесь мы встречаем счастливого человека — Гришу Добросклонова. Своеобразным гимном русскому народу становится песня Гриши «Русь».
Что касается стиля поэмы, то она сходна с произведениями устного народного творчества. Читатель может убедиться в этом уже в самом начале произведения: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Эти строчки схожи с зачином, который был характерен для произведений русского фольклора. Автор в поэме прибегает к использованию различных примет: … свекровушка приметой прислужилася Соседкам наплела, Что я беду накликала, А чем? Рубаху чистую Надела в Рождество.
Встречаются в произведении также приметы, которые свидетельствуют о каком-то явлении природы: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! Еще один жанр, свойственный народному творчеству, встречается в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Речь идет о загадке: Никто его не видывал, А слышать, всякий слыхивал, Без тела — а живет оно; Без языка — кричит.
Что касается характеристики героев, то большое место в поэме занимает портрет. Так, очень интересно описание Якима Нагого: Грудь впалая, как вдавленный живот; у глаз, у рта Излучены, как трещины На высохшей земле, И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука — кора древесная, А волосы — песок. Таким образом, автор показывает человека, которого невозможно отделить от русской земли. Речь героев также является одним из способов передачи их характеров и внутреннего мира. Так, в речи попа встречаются церковные слова: «Братия, несу мой крест с терпением, аминь».
Речь помещиков очень гладкая, не столь выразительная, как речь крестьян. Некрасов в поэме доказывает, что Русь меняется после реформы 1861 года, хотя, конечно же, крепостники остаются прежними. Но важно другое: меняются крестьяне, несмотря на то, что в них все еще много покорности.
Еще не наступило то время, когда русский народ станет сильным, умеющим заявлять о себе открыто. Но автор надеется, что скоро наступят такие дни: Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая.
На мой взгляд, поэма стала тем произведением, которое во всей полноте раскрывало проблемы, существовавшие в обществе. Здесь развернута невероятно полная картина народной жизни. Без сомнения, данное произведение является вершиной творчества Некрасова.