Народные мотивы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Одним из лучших произведений русской литературы 19 века, без сомнения, является «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. Над поэмой автор работал в течение пятнадцати лет, но так и не завершил работу. В этом произведении Некрасов показал послереформенную Русь. Он создал поистине «народную книгу».
Именно этим, по моему мнению, и объясняется своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Интересна сама композиция поэмы. Еще в прологе автор знакомит читателя с семью крестьянами из разных деревень, названия которых свидетельствуют о жизни бедняков. Сюжет поэмы схож с народными сказами о поисках счастья и правды. Все люди, встречающиеся на пути у мужиков, — разные.
В первой части герои встречаются с людьми, которых можно было бы считать счастливыми. Но вскоре выясняется, что их счастье совсем не в том, что нужно странникам. Уже во второй части поэмы Некрасов повествует о крестьянке Матрене Тимофеевне и ее горькой судьбе. И читатель, вместе с героями-правдоискателями, убеждается, что «не дело — между бабами счастливую искать!» Далее рассказывается о помещике и его «житье-бытье» в России после отмены крепостного права.
Заключительная же часть поэмы подводит своеобразный итог всему произведению и называется «Пир на весь мир». Только здесь мы встречаем счастливого человека — Гришу Добросклонова. Своеобразным гимном русскому народу становится песня Гриши «Русь».
Что касается стиля поэмы, то она сходна с произведениями устного народного творчества. Читатель может убедиться в этом уже в самом начале произведения: В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Эти строчки схожи с зачином, который был характерен для произведений русского фольклора. Автор в поэме прибегает к использованию различных примет: … свекровушка приметой прислужилася Соседкам наплела, Что я беду накликала, А чем? Рубаху чистую Надела в Рождество.
Встречаются в произведении также приметы, которые свидетельствуют о каком-то явлении природы: Кукуй! Кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом — Не будешь куковать! Еще один жанр, свойственный народному творчеству, встречается в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Речь идет о загадке: Никто его не видывал, А слышать, всякий слыхивал, Без тела — а живет оно; Без языка — кричит.
Что касается характеристики героев, то большое место в поэме занимает портрет. Так, очень интересно описание Якима Нагого: Грудь впалая, как вдавленный живот; у глаз, у рта Излучены, как трещины На высохшей земле, И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука — кора древесная, А волосы — песок. Таким образом, автор показывает человека, которого невозможно отделить от русской земли. Речь героев также является одним из способов передачи их характеров и внутреннего мира. Так, в речи попа встречаются церковные слова: «Братия, несу мой крест с терпением, аминь».
Речь помещиков очень гладкая, не столь выразительная, как речь крестьян. Некрасов в поэме доказывает, что Русь меняется после реформы 1861 года, хотя, конечно же, крепостники остаются прежними. Но важно другое: меняются крестьяне, несмотря на то, что в них все еще много покорности.
Еще не наступило то время, когда русский народ станет сильным, умеющим заявлять о себе открыто. Но автор надеется, что скоро наступят такие дни: Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая.
На мой взгляд, поэма стала тем произведением, которое во всей полноте раскрывало проблемы, существовавшие в обществе. Здесь развернута невероятно полная картина народной жизни. Без сомнения, данное произведение является вершиной творчества Некрасова.
Народные мотивы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»