Народный стих
Ой ты, гой eси… Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке. Народный стих основывается на логических ударениях. Число логических ударений в стихе определяет число стоп.
В одну стопу: Ведь твоя-то мать Мне родная дочь, Семи лет она Во полон взята. В две стопы: Уж как пал туман на сине море, А злодей-тоска в ретиво сердце. В три стопы: Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла. В четыре стопы: Ах вы, сени мои, сени, сени новыя мои, Сени новыя, кленовыя, решетчатыя… В народных стихах встречается и рифма: По широкой реке, По раздольной Оке Плывет селезень.
Некоторые русские писатели в своих произведениях иногда подражали складу народных песен. Примером этому могут служить многие стихотворения Кольцова и «Песнь про царя Ивана Васильевича» Лермонтова. Русские писатели до XVIII века не умели слагать стихи.
Затем Василий Кириллович Тредиаковский, внимательно присмотревшись к народному стиху, пришел к заключению, что наша версификация, то есть стихосложение, должна быть основана на чередовании высоких и низких слогов. Это открытие Тредиаковского глубоко разработал и счастливо применил на практике Михаил Васильевич Ломоносов.
Народный стих