Насилие и справедливость в рассказе А. П. Чехова «Палата № 6»
Рассказ А. П. Чехова «Палата № 6» ставит перед читателем сложные проблемы философского и социального характера. Сюжет произведения прост, но от этой простоты еще явственнее становится весь ужас описываемой Чеховым действительности. Палата № 6 — это палата для умалишенных.
В ней, в совершенно нечеловеческих условиях, обитают пятеро человек под охраной сторожа Никиты. Этот субъект отличается тем, что «бьет по лицу, по груди, по спине, по чем попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка». Чехов показывает, что обитатели палаты — просто несчастные люди. Один из них — «высокий, худощавый мещанин с рыжими, блестящими усами и с заплаканными глазами, сидит, подперев голову, и глядит в одну точку». Рядом с ним находится еврей Мойсейка, который попал в палату после того, как у него сгорела шапочная мастерская.
Соседом этих людей является Иван Дмитрич Громов — дворянин, бывший судебный пристав и губернский секретарь. Рассказчик испытывает к этому человеку большую симпатию, и это неслучайно: «Гримасы его странны и болезненны, но тонкие черты, положенные на его лицо глубоким искренним страданием, разумны и интеллигентны, и в глазах теплый, здоровый блеск». Мы узнаем, что у этого героя развилась мания преследования. Примечательны обстоятельства, при которых проявилась его болезнь: как-то раз Громов увидел, как мимо него ведут арестантов.
Что-то переключилось в голове этого человека, знакомого с российской судебной системой, и ему стало казаться, что за ним непременно придут, его арестуют и посадят в тюрьму. Казалось бы, почему вдруг этот образованный и умный человек стал одержим таким нелепым страхом? Но, мне кажется, именно потому, что Громов был образован и «вращался» в судебной системе, знал ее механизмы изнутри, его и одолела такая мания. Этим примером Чехов поднимает вопрос справедливости российского правосудия, под «ножом» которого может оказаться совершенно любой человек, в том числе и невиновный. Получается, что все люди в равной степени беззащитны перед русским судом.
И в этом заключается колоссальная несправедливость и колоссальный произвол! Вообще, тема насилия и справедливости — одна из ведущих в рассказе. Она продолжает развиваться на протяжении всего произведения в разных аспектах, с разных точек зрения. Так, душевнобольные поднимают вопрос о справедливости их нахождения в палате № 6, в невыносимых условиях, где над ними издевается пьяница Никита, а врачи давно позабыли про их существование. Действительно, почему именно эти несчастные вынуждены сидеть взаперти, когда миллионы умалишенных разгуливают на свободе?
Почему этих больных, но все же людей, держат, как в тюрьме, без суда и следствия, без приговора? Громов кричит доктору Рагину: «У меня мания преследования, постоянный мучительный страх, но бывают минуты, когда меня охватывает жажда жизни, и тогда я боюсь сойти с ума. Ужасно хочу жить, ужасно!» И, что самое страшное, доктор и сам не видит в этом справедливости. Он может лишь сказать, что кто-то же должен сидеть в таких местах.
Совершенно случайно получилось так, что именно эти люди попали в палату. Простая случайность, не более того… Злая судьба, рок, фатум…
Что это, несправедливость судьбы? Или общество тоже «приложило к этому руку»? Думается мне, что писатель обвиняет в таком антигуманном отношении именно человеческое общество, способное, при желании, относиться к своим членам лучше. Получается, что насилие и несправедливость пронизывает все общество, все стороны жизни человека, начиная от личных и заканчивая общественными, глобальными. Больше того, Чехов показывает, что апатия и стороннее отношение оборачиваются в такой ситуации трагедией — система уничтожает, затягивает в свои сети несправедливости и насилия.
Примером тому служит судьба доктора Рагина, принявшего позицию философствующего «лежебока». Этот добрый и справедливый по своей природе человек, к сожалению, не обладал сильным характером. Сталкиваясь с неразрешимыми противоречиями жизни — неизбежной смертью, болезнями, муками и страданиями людей, он наконец убедился в своем полном бессилии. Что ему оставалось делать?
Рагин предпочел думать, что все это законы природы, которые не переспоришь. Для чего стараться что-то делать, улучшать жизнь, бороться за облегчение участи больных? «Все в тебе, и счастье, и горе» — решил герой и начал жить, руководствуясь такой философией. Однако так было до тех пор, пока доктор сам не столкнулся с обратной стороной жизни. Он, из-за подковерных интриг, сам оказывается пациентом палаты №6! Пассивная позиция сделала и этого «благополучного» героя жертвой несправедливости и насилия.
Судьба Рагина печальна. Он, не выдержав такого поворота судьбы, умирает в палате для умалишенных. Заканчивается рассказ печально: «Через день Андрея Ефимыча хоронили. На похоронах были только Михаил Аверьяныч и Дарьюшка». Таким образом, в своем рассказе Чехов выступает не только против насилия и несправедливости в обществе, но и против пассивности и слабости людей, боящихся что-то менять, бороться с чем-то.
Это приводит к страшным последствиям, говорит Чехов. На месте несчастного и обездоленного может оказаться каждый. И только активная жизненная позиция способна что-то изменить в этом мире.
Насилие и справедливость в рассказе А. П. Чехова «Палата № 6»