Наталья — типичный образ украинской девушки-крестьянки
Пьеса » Наталка Полтавка » И. Котляревского — одно из первых драматических произведений новой украинской литературы, в котором реалистично показана жизнь украинского села XIX века. В основу сюжета автор положил типичные моменты действительности: выдача девушки замуж за богатого, нелюбимого и развод с любимым парнем, бедняком. В народных песнях, думах того времени тоже очень часто встречается такая жизненная ситуация.
Поэтому главная героиня пьесы «Наталка Полтавка» — вполне типичный образ украинской девушки, представительницы народных масс, который благодаря удачному перу писателя объединил в себе лучшие черты девушки-украинки: разум, любовь, доброе сердце. Ее духовная сила и неотразимая красота удивляют нас и сейчас. С теплотой и искренностью рисует писатель образ Натальи. Это образ честной, трудолюбивой, крестьянской девушки, богатой душевной красотой. Достаточно правдивую ее характеристику подает Выборный: «Золото — не девка! …
Кроме того, что красивая, умная, проворная и ко всякому делу умная, — как она уважает мать свою; чтит всех старше себя; какая рукодельница». Но не только этими чертами привлекает образ Натальи.
Она мужественная, решительная, с трезвым взглядом на жизнь. Наталья осознает неравенство между бедной крестьянкой и богатым Возным. «Вы господин, — говорит Наталья приставу, — а я сирота; вы богатый, а я бедная; вы пристав, а я простого рода». Этот разговор показывает, что девушка умнее хитрого «юриста». Наталья не только любит и страдает, она способна защитить свое достоинство, она борется за осуществление своих желаний, за свое счастье. Вот почему разговор с матерью о женихов показывает ее способность к глубокой критической оценке людей.
В поведении Натальи ярко проявляется осознание своего человеческого достоинства. Вот почему характерны слова ее песни: «Небогатая я и простая, но честного рода, Не стыжусь прясть, шить и носить воду».
Она все время беспокоится о своей матери, очень ласковая и нежная в разговоре с ней, что свидетельствует о большом уважении и любви к родной матери. Да и вообще со всеми людьми Наталья ведет себя доброжелательно, с открытой душой. «Добрый ребенок», — говорит о ней Терпилиха. О ее добром сердце говорит и Выборный. Материнские слезы и упреки заставляют ее согласиться выйти замуж за пристава.
Она готова на самопожертвование, чтобы успокоить в старости мать. Такая ситуация была очень типичной для украинского села XVIII-XIX века, когда бедную девушку заставляли родители или она сама жертвовала своей любовью, чтобы как-то обеспечить, улучшить судьбу, нищенское существование семьи. Но Наташа способна и к смелым, решительным действиям. Когда вернулся Петр, она решительно выступает против обычаев, не отступает перед угрозами пристава и заявляет: «И если на то идет, так знайте, что я вечно оотрекаюсь от Петра и за приставом никогда не буду». Так в образе Наташи Котляревский нарисовал типичные черты простого украинского народа: энергичность, способность к борьбе, осознанию своего достоинства, свободолюбие.
Наталья, протестуя против женитьбы, оценивает это бракосочетание для себя, бедной девушки, как крепостное право. «У господина такая женщина будет хуже батрачки… будет крепостной», — говорит она выборному. В этих словах слышно негативное отношение к крепостническим отношениям. В образе Наташи Котляревский живо и реалистично преподносит высокие умственные и нравственные качества низов тогдашнего общества. Если образы пристава и выборного показаны в сатирическом плане, то Наталья — образ положительный.
Это чувствуется не только в ее поведении, но и в языке.
Наталья — типичный образ украинской девушки-крестьянки