Наташа Ростова один из наиболее привлекательных образов романа «Война и мир»
Для Льва Николаевича Толстого Наташа — идеальный тип девушки, женщины, «…взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа», — говорил Лев Николаевич о своем образе. Он имел в виду двух реальных женщин, которые стали прототипами главной героини романа. Речь идет о двух сестрах Берет: Татьяну Андреевну и Софию Андреевну. Татьяна была всегда веселой, смешливой, прекрасно пела, с запалом танцевала, а София (именно она со временем стала женой писателя) умела быть преданной, искренней, доброй и любящей. В них обеих писатель видел тот тип женщины, который он показал на страницах романа «Война и мир». За пять лет Лев Николаевич смог написал такое большое произведение, поскольку он сам находился под влиянием влюбленности, приподнятости, вдохновения.
Бракосочетание с Софией Берет подарило так много радости в жизни, что книга писалась легко. Разделы разрастались, сюжетные линии сходились и расходились, и мысль о грандиозности размаха произведения повлияла на творчество и сотворчество (ведь София Андреевна была не просто прототипом, она была вдохновительницей и помощницей в работе — много разделов начисто переписанные именно ЕЕ рукой).
Лев Николаевич совсем не собирался делать свою героиню интеллектуалкой или героиней. Как раз наоборот — он хотел, чтобы его героиня была эмоциональной, доброй, искренней. Конечно, Наташа должна была быть человеком достойным — ведь она была предназначена на роль жены декабриста (таким был еще начальный замысел автора, когда до «Войны и мира» он начал писать роман «Декабристы»). Толстой знал о подвигах княгини Волконской, княгини Трубецкой, которые пошли в Сибирь за своими мужьями, и хотел найти образец такого человеческого поведения.
Наташа Ростова музыкально одарена, она ощущает тончайшие нюансы музыки, имеет волшебный голос, легко схватывает танцевальную народную ритмику. Толстой не стремится показать ее идеальной ни во внешности, ни в поведении, но она имеет в себе человеческий стержень, глубокую внутреннюю силу, и это особенно привлекает в ней. В начале романа Наташе тринадцать лет, она некрасивая, с большим ртом, но очень живая и непосредственная. Девочка живет в атмосфере общей любви. В семье Ростовых дружеская обстановка — граф и графиня любят своих детей, помогают близким и далеким родственникам, знакомым, они доверяют людям. Наташа любит всех и каждого, для нее не существует зла, ненависти. Постепенно из обычной девочки вырастает прекрасная, волшебная, привлекательная девушка. Ей хочется летать в красивую лунную ночь.
Она настолько переполнена полнотой счастья, любви, что ей даже кажется, что она может полететь, если возьмет себя за колена и крепко сожмется. Она такая веселая и жизнерадостная, что ее расположение духа легко передается другим, как вот во время Святок: «Наташа первой задала тон святочного веселья, и это веселье, переходя от одного ко второму, заполняли всех все больше и больше». Или же вот Наташа в танце: «…сняла из себя платок.., забежала впереди дяди и, взявшись за бока, сделала движение плечами и стала». Где, как, когда втянула у себя народного воздуха эта «графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой»? Но и дух танца, и приемы, и хитро-веселый взгляд — все было таким, как в народном танце, которому ее никто не учил. Наташа — настоящая, живая, эмоциональная. Она живет и действует не по правилам ума, а по велению сердца, поэтому и выглядит она так естественно, и все ей удается легко. Чтобы доказать свою преданность Соне, она даже припекает себе руку линейкой; а позднее, когда им всем приходится убегать из Москвы, именно она, а не отец и не мать, распоряжается отдать подводы раненым. Наташа самоотверженно присматривает за матерью, когда та заболела после гибели Пети. Узнавши, что Волконский тяжело ранен и находится неподалеку, она забывает обо всем и до последнего его дыхания находится рядом с Андреем. Добрая, искренняя девушка, она имеет огромное горячее сердце, наполненное сочувствиям к людям.
В конце концов, Наташа выходит замуж за Пьера, и главной ее целью становится забота о детях. Кажется, образ ее обмелел, все свелось к уровню бытовых интересов. Дом, мужчина, дети, семья — вот сфера, в которой теперь кружится мир Наташи. Скажете, что это мелко для героини такого масштаба? Кое-кто разочарован? Но не я. Все так и должно быть. Толстой напоминает каждому, что женщины всегда должны заботиться о главном: о своих детях и свою семью. В этом ее главное назначение. В этом и есть ее преданность отчизне. И когда придет время решать, что для нее главное, она никогда надолго не задумается, и будет всегда рядом с мужчиной, так как для него она является опорой, основой жизни. И радостный свет льется потоком из ее прекрасных глаз, когда она слушает Пьера, и она готова верить, что мысль ее мужчины — это глобальная мысль, которая «открывает перед ней новый мир».
Только такой должны быть настоящая семья, семья — так считал Лев Толстой. Одна идея на двух, одна карьера на двух. Это определенные социальные роли. Жизнь — как театр. И если мы красиво сыграем свои роли, то нам следует аплодировать. Не так ли? Наташа привлекательная девочка, замечательная светская красавица, волшебная жена, преданная мать — именно такой и должны быть идеальная женщина.
Наташа Ростова один из наиболее привлекательных образов романа «Война и мир»